Литература
Правовая регламентация деятельности палат. Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы
Конституция РФ содержит только отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации –верхней палаты Государственной Думы. В нем представлены все субъекты РФ на паритетных началах: по два представителя, при этом один от представительного, а другой - от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации численный состав Совета Федерации – 178 членов).
Порядок формирования Совета Федерации за непродолжительный срок функционирования Конституции РФ 1993 г. уже дважды изменялся: первый состав Совета Федерации в 1993 г. был сформирован посредством прямых выборов в субъектах РФ сроком на два года; с 1995 г. в состав Совета Федерации по должности входили глава региона и председатель законодательного органа субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с Законом представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа (а если региональный парламент двухпалатный, то представитель от законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий), а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа, которое может быть выражено 2/3 голосов от общего состава парламента региона). Соответствующие органы государственной власти субъекта РФ должны осуществить избрание (назначение) «своего» представителя в Совете Федерации в трехмесячный срок после формирования (наделения полномочиями).
|
|
После внесения изменений в Федеральные законы «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в декабре 2004 г. (Федеральный закон от 16.12.2004 № 160-ФЗ) существенно изменился порядок досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации: в настоящее время региональные органы государственной власти не вправе досрочно прекратить полномочия назначенного (избранного) ими члена Совета Федерации по своему усмотрению, соответствующие решения могут быть приняты только по представлению Председателя Совета Федерации (процедура досрочного прекращения полномочий членов верхней палаты парламента такая же, как и процедура их назначения или избрания).
|
|
Руководят деятельностью Совета Федерации и Государственной Думы председатели палат и их заместители, которые избираются на заседаниях палат. Внутреннюю структуру (набор и компетенция комитетов, подкомитетов и комиссий) процедурные нормы палаты определяют самостоятельно, в частности, в принимаемых каждой палатой регламентах.
ТЕМА 22. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ПРОЦЕДУРА)
1. Понятие и стадии законодательного процесса.
2. Подписание и обнародование законов Президентом РФ.
1. О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 (с изм. от 16.12.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 51. – Ст. 5128.
2. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ: Федеральный закон от 06.02.1998 // СЗ РФ. – 1998. – № 10. – Ст. 1146.
3. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.2004 // СЗ РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 167.
4. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон от 08.05.1994 (в ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 19. – Ст. 1749.
5. Горобец, В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального собрания / В.Д. Горобец // Государство и право. – 1998. – № 8. – С. 9.
6. Горбуль, Ю.Л. Проблемы современного законотворчества в Российской Федерации / Ю.Л. Горбуль // Журнал российского права. – 2004. – № 6. – С. 18.
7. Государственная Дума за десять лет: свидетельствует статистика // Журнал российского права. – 2004. – № 4. – С. 152.
8. Гранкин, И.В. Определение статуса Федерального Собрания РФ и проблемы его совершенствования / И.В. Гранкин // Государство и право. – 2005. – № 6. – С. 5.
9. Гранкин, И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального собрания России / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 6. – С. 11.
10. Гранкин, И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования / И.В. Гранкин // Журнал российского права. – 2005. – № 9. – С. 23.
11. Гранкин, И.В. Основные признаки законодательных органов / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 5. – С. 19.
12. Конкина, И.И. Проблема планирования законодательной деятельности в Российской Федерации на современном этапе
/ И.И. Конкина // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 1. – С. 29.
13. Конюхова, И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика
/ И.А. Конюхова // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 109.
14. Кузнецова, Л.Л. Сравнительно-правовой анализ основных форм парламентского контроля / Л.Л. Кузнецова // Журнал российского права. – 2004. – № 2. – С. 107.
15. Кудрявцев, В.Н. Конституция – это закон для государственной Думы / В.Н. Кудрявцев // Государство и право. – 2007. – № 5. – С. 13.
16. Лопатин, В.Н. Конституционная законность и проблемы нормотворчества в России / В.Н. Лопатин // Журнал российского права. – 2004. – № 5. – С. 3.
17. Советников, И.В. Новеллы законодательства о статусе депутата Государственной думы / И.В. Советников // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 1. – С. 24.
Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания – это законы.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3).
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66); описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87); введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы Российской Федерации (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135).
|
|
Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из нескольких стадий.
Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива – сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.
Согласно ст. 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты, исходящие из государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.
Вторая стадия законодательного процесса – предварительное рассмотрение законопроектов.
|
|
Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
При направлении законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный комитет по законопроекту.
Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются последним не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы для дачи предложений и замечаний (ст. 109 Регламента Государственной Думы).
Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение может осуществляться в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение в соответствии с законодательством и Регламентом Государственной Думы.
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон.
Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется субъектам права законодательной инициативы, а в случае принятия законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов – в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. После этого председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений.
По окончании согласования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении.
Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий в законопроекте, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.
По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы.
Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона.
Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.
Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в пятидневный срок этот закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.
Пятая стадия законодательного процесса – рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопроводительными документами всем членам Совета Федерации.
Конституция РФ (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой. К их числу относятся законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты Государственной границы РФ; войны и мира.
Согласно ст. 108 Конституции РФ, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат и все федеральные конституционные законы.
После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя определяют комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону.
Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения соответствующего комитета и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.
Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее 3/4 голосов от общего числа ее членов.
Федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если в течение 14 дней он не был рассмотрен им (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятого Государственной Думой федерального закона по результатам его рассмотрения в срок не более пяти дней направляется в Государственную Думу. В случае принятия Советом Федерации решения об одобрении принятого Государственной Думой федерального закона его текст вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.
Особая стадия законодательного процесса – преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.
Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть образована согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации.
Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.
По итогам работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения.
Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый в таком порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту РФ.