Полномочия Президента России

Место Президента РФ в системе государственной влас­ти России (а по большому счету, его социальное назначе­ние и политическая роль в жизни страны в целом) опреде­ляется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

- представительская функция: будучи главой суверенно­го государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образова­ниями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединени­ями, конфессиями, объединениями предпринимателей, на­уки, образования, культуры, спорта, молодежными, вете­ранскими организациями, различными диаспорами и т.п.);

- функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод чело­века и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;

- обеспечение согласованного функционирования и вза­имодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;

- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конститу­цией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Для реализации указанных функций Конституция РФ, фе­деральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочи­ями, которые могут быть объединены в несколько групп:

1. Полномочия, связанные с формированием других госу­дарственных органов и назначением должностных лиц:

- назначение с согласия Государственной Думы Пред­седателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства;

- принятие решения об отставке Правительства РФ;

- назначение судей федеральных судов (за исключени­ем судей высших судебных инстанций - Конституцион­ного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражно­го Суда РФ);

- представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

- представление в Совет Федерации кандидатур для на­значения на должности судей высших судебных инстанций и Генерального прокурора РФ;

- внесение предложений (соответственно в Государствен­ную Думу и в Совет Федерации) об освобождении от должно­сти Председателя Центрального банка РФ и Генерального прокурора РФ;

- представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты РФ;

- назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ.

2. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Со­бранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти:

- назначение выборов депутатов Государственной Думы;

- право роспуска Государственной Думы в предусмот­ренных Конституцией РФ случаях;

- назначение федерального (а в определенных ситуаци­ях и регионального) референдума;

- обладание правом законодательной инициативы;

- промульгация (подписание и обнародование) феде­ральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ;

- обращение к Федеральному Собранию с ежегодными по­сланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (в современной российской практике имели место также специальные бюджет­ные послания Президента РФ к Федеральному Собранию);

- право председательствовать на заседаниях Правитель­ства РФ;

- использование согласительных процедур для преодо­ления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между регио­нальными органами государственной власти (включая об­ращение в суд для разрешения спора);

- отмена актов Правительства РФ в случае их противоре­чия Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези­дента РФ и приостановление действия актов органов испол­нительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения вопроса соответствующим судом).

3. Полномочия в области внешней политики:

- осуществление руководства внешней политикой Рос­сийской Федерации;

- издание актов о признании иностранных государств, установлении дипломатических отношений;

- ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;

- подписание ратификационных грамот;

- принятие верительных и отзывных грамот дипломати­ческих представителей, которые аккредитуются при главе государства;

- назначение и отзыв дипломатических представителей Рос­сийской Федерации в иностранных государствах и международ­ных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания).

4. Полномочия в области обороны и безопасности:

- утверждение военной доктрины;

- назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

- формирование Совета Безопасности РФ и руковод­ство его деятельностью;

- выполнение полномочий Верховного Главнокоманду­ющего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);

- введение на всей территории РФ или в отдельных ме­стностях специальных правовых режимов военного поло­жения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № I-ФКЗ «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с Федераль­ным конституционным законом от 30.05.2001 № 1-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Указы Президента РФ о введе­нии военного или чрезвычайного положения подлежат ут­верждению Советом Федерации;

- направление предложения Совету Федерации об ис­пользовании Вооруженных Сил РФ за пределами террито­рии России.

5. Полномочия в сфере правового регулирования стату­са личности:

- решение вопросов гражданства и предоставления по­литического убежища;

- учреждение государственных наград, награждение го­сударственными наградами, дача согласия на получение го­сударственных наград иностранных государств государ­ственными служащими РФ, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;

- осуществление помилования (с 2002 г. порядок помилования изменен в соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.2001
№ 1500 «О комиссиях по вопро­сам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).

Реализацию своих полномочий Президент РФ осуществля­ет посредством издания актов в двух формах: указ и распо­ряжение. Если указы Президента, как правило, являются нор­мативными правовыми актами (хотя они могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности и т.п.), то распоряжения – это акты организационного, индивидуального характера. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным зако­нам, они обладают большей юридической силой по отноше­нию к актам Правительства РФ, ведомственным актам, актам региональных органов государственной власти (изданных по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов).

Определяя место правовых актов Президента РФ в сис­теме источников национального права, следует подчерк­нуть, что они (акты Президента) не должны противоречить принятым, имеющимся федеральным конституционным законам и федеральным законам; осуществляя регламентарную власть, Президент РФ может издавать свои акты и в отсутствие закона (который пока не принят, или не дол­жен быть принят в принципе, исходя из концепции разделе­ния власти).

Поскольку Президент РФ – это не только должностное лицо, но и орган государственной власти, для реализации своих полномочий он имеет достаточно обширный аппа­рат, включающий как предусмотренные Конституцией РФ государственные органы и должностных лиц – Совет Бе­зопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полно­мочных представителей Президента РФ (в палатах Феде­рального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах, на международной арене и т.д.), так и не предусмотренные Конституцией РФ, которые, тем не менее, не являются неконституционными, поскольку сфор­мированы Президентом РФ в рамках своих конституцион­ных полномочий, – Государственный Совет, Совет по борьбе с коррупцией, Совет по содействию развития инсти­тутов гражданского общества и правам человека; много­численные комиссии (по вопросам гражданства, по госу­дарственным наградам, по федеративным отношениям и местному самоуправлению и др.).

ТЕМА 21. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Конституционно-правовоезакрепление статуса парламента.

2. Правовая регламентация деятельности палат. Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы.

Литература

1. Опорядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 (с изм.от 16.12.2004) // СЗ РФ. – № 51. – Ст. 5128.

2. О порядке принятия и вступления всилу поправок к Конституции РФ: Федеральный закон от 06.02.1998 // СЗ РФ. – 1998. – № 10. – Ст. 1146.

3. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.2004 // СЗ РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 167.

4. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государст­венной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон от 08.05.1994 (в ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 19. – Ст. 1749.

5. Горобец, В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального собрания / В.Д. Горобец // Государство и право. – 1998. – № 8. – С. 9.

6. Горбуль, Ю.Л. Проблемы современного законотворчества в Российской Федерации / Ю.Л. Горбуль // Журнал российского права. – 2004. – № 6. – С. 18.

7. Государственная Дума за десять лет: свидетельствует статистика // Журнал российского права. – 2004. – № 4. – С. 152.

8. Гранкин, И.В. Определение статуса Федерального Собрания РФ и проблемы его совершенствования / И.В. Гранкин // Государство и право. – 2005. – № 6. – С. 5.

9. Гранкин, И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального собрания России / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 6. – С. 11.

10. Гранкин, И.В. Конституционно-правовое регулирование формирова­ния палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования / И.В. Гранкин // Журнал российского права. – 2005. – № 9. – С. 23.

11. Гранкин, И.В. Основные признаки законодательных органов / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 5. – С. 19.

12. Конкина, И.И. Проблема планирования законодательной деятельности в Российской Федерации на современном этапе
/ И.И. Конкина // Консти­туционное и муниципальное право. – 2006. – № 1. – С. 29.

13. Конюхова, И.А. Двухпалатность как принцип организации нацио­нальных парламентов: опыт России и мировая практика / И.А. Конюхова // Журнал российского права. – 2004. – № 1. –
С. 109.

14. Кузнецова, Л.Л. Сравнительно-правовой анализ основных форм парламентского контроля / Л.Л. Кузнецова // Журнал российского права. – 2004. – № 2. – С. 107.

15. Кудрявцев, В.Н. Конституция – это закон для государственной Думы / В.Н. Кудрявцев // Государство и право. – 2007. –
№ 5. – С. 13.

16. Лопатин, В.Н. Конституционная законность и проблемы нормотвор­чества в России / В.Н. Лопатин // Журнал российского права. – 2004. – № 5. – С. 3.

17. Советников, И.В. Новеллы законодательства о статусе депутата Го­сударственной думы / И.В. Советников, В.Н. Лопатин // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 1. – С. 24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: