Особенности нестационарного контактного теплообмена в сопряжении седло-фаска клапана

Выпускной клапан ДВС является самой теплонапряженной деталью двигателя. До 90 % тепла, подведенного к клапану, отводится при контактировании фаски клапана с фаской седла. По данным Г.Б. Розенблита, использование зависимости В.М. Попова в данном случае приводит к значительным ошибкам при определении интенсивности теплоотдачи между ними. Это определяется значительной нестационарностью данного процесса теплопередачи под действием переменного давления, ударной нагрузки при посадке и наличия инородных пленок на контактирующих поверхностях.

Путем анализа размерностей Г.Б. Розенблитом получена следующая зависимость:

. (1)

Здесь: aкт - искомый коэффициент теплоотдачи в контакте;

dэк - эквивалентная толщина межконтактного зазора;

lc - теплопроводность среды в зазоре (воздух или продукты сгорания), определяющая температура - средняя между фасками седла и клапана;

P - контактное давление, P = N / S п;

N - нагрузка, S п - площадь притирочного пояска.

. (2)

Здесь: d кл - средний диаметр пояска клапана;

h п - длина притирочного пояска;

a - угол скоса тарелки клапана;

d т - внешний диаметр тарелки клапана;

d г - диаметр горловина канала;

d c - диаметр стержня клапана;

P г - давление газа в цилиндре;

P т - давление газа в коллекторе;

P з.пр. - давление от усилия предварительной затяжки клапанной пружины.

sв - предел прочности менее пластичного материала (клапанная сталь).

lпр - приведенный коэффициент теплопроводности контактирующей пары с учетом пленки сажи:

, (3)

Толщина пленки обычно составляет 1…3 мкм, а ее теплопроводность - 0,5…0,6 Вт/м2К.

Для dэк Розенблит дает следующую зависимость:

. (4)

Вторая скобка учитывает относительное сближение поверхностей при сжатии.

Из обработки результатов многочисленных экспериментов:

, (5)

для выпускного клапана: A 1=1830, A 2=15,6;

для впускного: A 1=3420, A 2=1,30.

Коэффициенты в приведенной зависимости таковы, что интенсивность теплообмена для впускного клапана значительно выше, чем для выпускного, что объясняется значительно меньшим коррозионным износом поверхностей контакта и отсутствием паразитных пленок.

После несложных математических подстановок и действий окончательно выражение для контактного коэффициента теплоотдачи приводится к виду:

. (6)

Зависимость (6) справедлива в достаточно узком диапазоне изменения комплексных параметров P /sв и lс/lпр, подтвержденном экспериментально. Она годна только для определения интенсивности теплообмена на фасках седла и клапана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: