Ошибки при построении определения
Любое определение должно быть соразмерно, т.е. объѐм опреде-ляемого и определяющего понятий должен совпадать. Несоблюдение этого правила приводит к ошибкам:
1) определяющее понятие шире определяемого: Овца – млекопи-тающее позвоночное животное (заяц, корова, тигр тоже подходят под это определение);
2) определяющее понятие у´же определяемого: Кража есть тайное хищение чужих денег (при таком определении тайное хищение других предметов кражей не является);
3) определение понятия через само данное понятие (тавтология, «порочный круг»): Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны. Ось – это прямая, вокруг которой происхо-дит вращение. Вращение – это движение вокруг своей оси.
В рамках отдельного научного произведения одному понятию мо-жет быть дано несколько определений, которые раскрывают разные его стороны. При помощи дефиниций достигается взаимопонимание между автором и читателем, между общающимися людьми.
|
|
В построении учебных и научных текстов чаще используется де-дуктивный метод объяснения материала: текст начинается с определе-ния, затем следуют примеры (от общего к частному). Для научно-популярных текстов характерным является индуктивный метод: текст начинается с примеров, затем выводится определение (от частного к общему).
Абзац является структурно-композиционной единицей текста. Он обладает смысловой законченностью, относительной самостоятельно-стью в тексте, наличием особой синтаксической структуры. В научном тексте абзац включает от 3 – 4 до 7 – 8 предложений. Предложения в аб-заце соединены по определѐнным правилам. Существует три вида свя-зи предложений в абзаце: цепочечная, параллельная и комбиниро-ванная.
Чтобы лучше понять, в чѐм состоит специфика этих видов связи, необходимо усвоить несколько терминов. Термины эти – тема и рема. Движение человеческой мысли осуществляется от уже известного к неизвестному. Мысль выражается предложением, и поэтому в предло-жении вначале называется то, что уже известно тому, кто пи-шет / говорит, и тому, кто читает / слушает. Известное принято назы-вать темой предложения. В конце предложения указывается новая информация, то, для чего оно и было написано или произнесено. Но-вое в предложении принято называть ремой предложения.
Сравним два предложения.
М.В. Ломоносов сыграл в развитии отечественной науки ключевую роль.
В развитии отечественной науки ключевую роль сыграл М.В. Ло-моносов.
По своему словарному составу оба предложения идентичны, внеш-не они различаются только порядком слов. Однако первое предложе-ние отвечает на вопрос: «Какую роль сыграл в развитии отечествен-ной науки М.В. Ломоносов?» А второе предложение является ответом на вопрос: «Кто сыграл ключевую роль в развитии отечественной науки?» Следовательно, в приведѐнных предложениях различными являются известное – неизвестное, т. е. тема и рема. В первом предло-жении известно всѐ, кроме роли Ломоносова в развитии отечественной науки, поэтому ремой является словосочетание ключевая роль, а во втором предложении новой информацией, квантом знания является имя М.В. Ломоносов.
|
|
Предложения в абзаце соединяются друг с другом либо при помо-щи дублирования ремы, и тогда это цепочечная (последовательная) связь, либо при помощи дублирования темы, и в таком случае имеет место параллельная связь. При комбинированном виде связь цепочеч-ная и параллельная чередуются.
Приведѐм пример цепочечной связи предложений в абзаце.
Представим себе материальную точку, которая движется (рема) в пространстве. Линия, по которой движется (тема) материальная точка, называется траекторией точки (рема). Если траектория точ-ки (тема) – прямая линия, то движение точки называется прямоли-нейным движением (рема).
На этом примере отчѐтливо видно, что при цепочечной связи рема первого предложения абзаца превращается в тему второго предложе- ния, рема второго предложения – в тему третьего, как бы присоединяя друг к другу звенья цепи. Отсюда и название – цепочечная. Другое на- звание этого вида связи предложений в абзаце – последовательная связь.
Цепочечная связь, представленная схематически, выглядит сле- дующим образом:
Страница 163 - перерисовать
Пример параллельной связи предложений в абзаце можно проде- монстрировать следующим отрывком.
Для слуха (тема) характерна однократная воспроизводимость пе- ред данным слушающим (рема). Важным отличием слуха (тема) явля- ется и то, что он обязательно подвергается дальнейшей трансляции (рема). Для него (тема) необходимо создавать вспомогательные внеш- ние условия (рема). Распространению слуха (тема) зачастую не могут помешать даже противодействующие ситуации (рема).
В данном абзаце тема каждого предложения одна и та же, в каждом предложении к теме присоединяется новая рема, новая информация. Поэтому понятно, почему подобный тип связи называется параллель- ным.
Схематически это можно представить следующим образом.
Страница 163 - перерисовать
Дублирование может осуществляться при помощи лексических по- второв, а также путѐм местоимѐнных или синонимических замен.
Каждое предложение в абзаце играет свою строго определѐнную роль: первое и второе предложения обычно выражают основную мысль абзаца, это так называемый информативный центр абзаца. Сле-дующие предложения расширяют и углубляют мысль абзаца; они со-держат аргументы, примеры, цифровые данные. Завершает абзац пред-ложение-вывод. Абзацы, имеющие вывод, располагаются обычно во вводной и заключительной частях текста. Чаще встречаются «усечен-ные», не содержащие вывода абзацы. Например:
1. В 1687 году английский математик Исаак Ньютон представил миру три простых закона, на которых зиждется вся современная ме-ханика. 2. Первый закон гласил: «Тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока какая-либо внешняя сила не выведет его из этого состояния». 3. Это озна-чает, что покоящийся камень спокойно пролежит целую вечность, пока какой-нибудь толчок не заставит его двигаться. 4. Но сам он никогда не сдвинется ни на миллиметр. 5. Первый закон подчѐркивал инертность тел, поднимал еѐ до статуса естественного закона, по-этому Первый закон Ньютона называют ещѐ принципом инерции.
Исходя из сказанного, информативным центром данного абзаца яв-ляются предложения 1 и 2. Развивают тему предложения 3 и 4. Итог (вывод) содержится в предложении 5.