Морфологические особенности научного стиля

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ РЕЧИ

Научные термины образуются:

 при помощи заимствованных и интернациональных словообра-зовательных моделей и терминоэлементов: интерполирование, анемо-метр, авиограф, микрометр;

от глагольных основ с нулевым суффиксом: сжим, домер, перегруз;

 от глагольных основ и от основ прилагательных при помощи суффиксов -ание, -ение, -ость, -ство, -ие, -ка, -ция: дешифрование, астатичность, частность, трассирование, аппроксимация, абсорбция, кульминация, съёмка, уклонение;

 от основ существительных при помощи суффиксов -ический, -альный, -ительный, -енный: геоцентрический, микрометрический, орбитальный, землеустроительный;

 от основ относительных прилагательных при помощи суффикса -ость: озёрность, водность, экземплярность, болотистость;

 при помощи субстантивации имён прилагательных: весовое среднее, круговая кривая трассы;

 при помощи сложения основ: альфа-частица, государство-участник.

В качестве главной морфологической особенности научного текста следует назвать именной характер изложения. Это означает, что существительные и прилагательные преобладают в нем над глаголами.

1. В научном тексте вместо соответствующих глаголов широко ис-пользуются глагольно-именные словосочетания: дать оценку вместо оценить, провести измерения вместо измерить, испытать отклонение вместо отклониться и др.

2. По частоте употребления на первом месте стоят формы родительного падежа: нормы литературного языка, исследование процесса, закон Ньютона, результат ряда искусственных и целенаправленных усилий для создания текста.

3. Широко распространены конструкции с творительным падежом: Классификация типов лексических значений предложена Виноградовым. Периодическая система элементов составлена Менделеевым.

4. Часто используются сложные предлоги: в течение, в результате, в соответствии с, в отличие от, в связи с и др., а также сложные союзы: ввиду того что, вследствие того что, после того как, несмотря на то что и др.

5. В научном тексте наблюдается отсутствие глагольных форм 1-го и 2-го лица ед. числа и распространение форм инфинитива, кратких страдательных причастий и деепричастий. Если же форма 1-го лица всѐ-таки употребляется, то она означает некую неопределѐнную сово-купность лиц, которая включает и говорящего: отметим, что…; при-ведѐм в качестве примера, перейдѐм к следующему вопросу….

6. Большая часть глаголов в научном тексте употребляется в форме 3-го лица ед. числа настоящего времени изъявительного наклонения (реальность) несовершенного вида (процесс): существует, происхо-дит, наблюдается, отличается, проявляет себя, строятся….

Таким образом, морфологические особенности научного стиля также позволяют выявить такие характеристики научной речи, как аб-страктность, обобщѐнность, точность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: