Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Скажи наоборот»
Молодой — старый.
Сильный — слабый.
Большой — маленький.
Толстый — худой.
Младше — старше.
Взрослый — маленький.
Умный — глупый.
еселый — грустный.
Добрый — злой.
Высокий — низкий.
Ругаться — мириться.
Знаменитый — неизвестный.
2. Вводная часть. Игра «Разложи картинки».
Логопед просит разложить картинки в правильной последовательности: от возраста младенца до возраста дедушки и бабушки.
3. Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ о человеке по картинкам.
4. Беседа по серии картин.
Вопросы логопеда
- Как можно назвать ребенка, который недавно родился? Какой он?
- Почему мама и папа должны ухаживать за младенцем?
- Как назвать детей, которые ходят в детский сад?
- Что интересного для вас в детском саду?
- Куда вы пойдете после детского сада?
- Чем занимаются девочки и мальчики в школе?
- Как их называют?
- Что нужно юноше и девушке, чтобы вступить во взрослую жизнь?
|
|
- Какое основное занятие у мужчин и женщин?
- Для чего им нужно создавать семью?
- Какими они станут в старости?
- Чем отличаются картинки друг от друга? (Тем, что здесь изображены одни и те же люди, только разного возраста.)
5. Игра «Назови по картинкам».
Младенец, дошкольник, дошкольница, школьник, школьница, юноша, девушка, мужчина, женщина, дедушка, бабушка.
6. Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа — друг и слева — друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)
7. Образец рассказа.
Логопед говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Вот какой рассказ получился.
Примерный рассказ, составленный по ответам детей
Малыш появился на свет. Он маленький, беззащитный, беспомощный. Нужно, чтобы за ним ухаживали и кормили. Когда он подрастет, мама и папа отведут его в детский сад, где он будет играть со своими друзьями и уже начнет немного о себе заботиться. Девочка и мальчик еще подрастут, станут школьниками и будут учить уроки. После школы юноша и девушка продолжат учебу, приобретут профессию и пойдут работать. Повзрослев, мужчина и женщина заведут семью и детей. Затем они состарятся и станут дедушкой и бабушкой.
8. Рассказы детей.
9. Итог занятия.
- Как нужно относиться к человеку, пока он маленький?
- А как к бабушкам и дедушкам?
- Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ребята вашей группы?
10. Домашнее задание.
Нарисовать совместно с родителями рисунок: «Каким я буду, когда вырасту».
|
|
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
Цели:
коррекционно-образовательные:
- обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке;
- обучать составлению рассказа в соответствии с планом;
коррекционно-развивающие:
- развивать словарь прилагательных;
- развивать у детей мыслительную деятельность и память;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать чувство сострадания.
Оборудование: серия сюжетных картин «Щенок» (рис. 25—27), игрушки — щенок и взрослая собака.
Предварительная работа: игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.