На уровне РФ полномочия по управлению ГС осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в структуре Министерства экономического развития и торговли.
Субъекты РФ вправе сами создавать структурные единицы по управлению своим имуществом.
В том и ином случае любое управленческое решение принимается путем издания нормативно-правового акта законодательным органом власти, его утверждением главой РФ или субъекта РФ.
Все объекты ГС, в зависимости от выполняемых задач, можно распределить на три группы (таблица 1.1)
Таблица 1.1 - Группы объектов государственной собственности
Группа | Функции | Состав объектов |
Первая | Выполнение общегосударственных задач | - обеспечением обороны и безопасности; - защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства; - проведением внешней политики и поддержанием международных отношений; - управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации; - функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); - проведением фундаментальных научных исследований; - контролем за природопользованием и охраной окружающей среды; - охраной памятников истории и культуры; - хранением государственных запасов и резервов; - эксплуатацией и обслуживанием крупных транспортных магистралей. |
Вторая | Поддержание и развитие экономического потенциала страны | - базовых отраслей экономики (электроэнергетика, предприятия связи и почтовая служба, нефте- и газодобыча, транспортная инфраструктура); - по добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов; - предприятия наукоемкого (стратегического) машиностроения (авиакосмической техники, атомного машиностроения, военно-промышленных изделий). |
Третья | Реализация экономической политики и социальная защита населения | - учреждения и организации здравоохранения; - высшие учебные заведения; - учреждения культуры и искусства; - федеральные органы социального страхования и социального обеспечения и др. |
На первую группу должно распространяться исключительное право ГС, позволяющее прямо и оперативно применять все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.
|
|
Для объектов второй группы наряду с ГС допустимо существование совместной собственности. Однако в условиях переходной экономики государство должно обладать большим объемом функций по управлению подобными объектами, например, через закрепление за собой контрольных пакетов акций или специального права, предоставляемого блокирующим пакетом акций.
|
|
На большинство объектов третьей группы, как правило, должно распространяться полное право ГС. Вместе с тем, цели и методы управления имуществом таких объектов должны учитывать некоммерческий характер их деятельности и ориентироваться на рационализацию расходования федеральных средств, направляемых на соответствующие цели.