Тема 16. Искусство маньеризма и периода кризиса гуманистической культуры

Тема 15. Искусство неаполитанского королевства и юга Италии в эпоху Возрождения

Тема 14. Искусство Венеции и Севера Италии в эпоху Возрождения

Тема 13. Искусство Рима в эпоху Возрождения

Реконструкция и «возвышение» Рима. ПапаЕвгений IV (1431-1437 гг.) испытал сильное влияние греческих ученых и флорентийских гуманистов. Он положил начало традиции приглашать в Рим самых образованных и талантливых людей эпохи. Николай V (1447-1455) – выпускник Болонского Университета и создатель Ватиканской библиотеки нанял Леона Баттисту Альберти для плановой реконструкции Рима и его имя увековечено в капелле Ватикана, расписанной Фра Беато Анджелико. ПапаЮлий II (Джулиано делла Ровере, 1503- 1513 гг.). произвел в Риме самые значительные изменения со времен Августа. Рим становится крупным центром эпохи Возрождения. Лучшие художники свободно попадают на службу к папам. Чинквеченто – расцвет Рима. Произведения Леонардо в Риме. Браманте строит Собор Св. Петра (1506 – 1626), Темпьетто рядом с церковью Сан-Пьетро-ин-Монторио, на месте предполагаемого распятия апостола. Рафаэль руководит Работами в Соборе после смерти Браманте и украшает папские апартаменты в Ватиканском дворце. Микеланджело расписывает своды Сикстинской капеллы, создает скульптуру Моисея для усыпальницы Юлия II в Сан-Пьтро-ин-Винколи и скульптурную Группу Пьета, чертит эскизы Большого купола Собора Св. Петра. С 1513 г. на папском престоле – дом Медичи – известные меценаты, покровители искусств, коллекционеры и т.п.

Новое искусство Венеции. Официальная должность главного художника республики. Джованни Беллини – роспись зала Большого совета по заказу венецианского правительства. Отличия от флорентийской школы живописи. Творчество Джорджоне и молодого Тициана. Круг Джорджоне. Миф и реальность в искусстве Витторе Карпаччо.

Школа Скварчоне.

Род Эсте и феррарская живопись кватроченто.

Творчество Браманте. Миланский период Леонардо.

Корреджо, Пармиджанино и Доссо в Эмилье.

С XIV в. (Роберт Анжуйский) превращает неаполитанский двор и городской университет в средоточие высокой культуры, привлекающий художников со всей Италии. Здесь работают Джотто и Бокаччо.

Процветание «наук и искусств» при Альфонсе Великодушном (1442-1458). Масштабное строительство. Триумфальные ворота Кастель Нуово по проекту Франческо Лаурана.

Антонелло да Мессина.

Со второй трети XVI в. в период общего кризиса гуманистической культуры Возрождения и наступления католической и политической реакции развивалось драматичное и субъективно утончённое искусство маньеризма (живописцы Эль Греко, Понтормо, Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья). В период Позднего Возрождения драматические противоречия эпохи с позиций гуманизма осмысливали Тициан, Микеланджело, Якопо Тинторетто; в работах венецианских мастеров усиливалось стремление к раскрытию сложных взаимосвязей человека с природой, общественной и бытовой средой (Паоло Веронезе, Я. Бассано). Ломбардский художник Арчимбольдо обратился в этот период к необычной технике “trompe-l’oel”, чем заслужил мировое признание и вызвал целое направление в искусстве, считающееся предтечей сюрреализма. В архитектуре второй пол. XVI в. идеалы Возрождения сохраняются и получают развитие в классических формах построек А. Палладио; маньеристические тенденции проявляются в работах Джулио Романо, Дж. Вазари. В это время утверждается за основу «композиционная реформа Микеланджело» Интерес архитекторов Позднего Возрождения (Г. Алесси, Дж. Виньола) к пространственному развитию композиции, динамичной связи зданий с городской и ландшафтной средой получил развитие в архитектуре барокко.

В этот период в Болонье появляется первая в мире Академия художеств братьев Караччи (Академия вставших на правильный путь) и формируются принципы и законы академизма в живописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: