Ход урока.
1. Оргмомент урока:
а) отмечание в классном журнале отсутствующих учеников;
б) проверка готовности учащихся к уроку;
в) краткое напоминание основных вопросов предыдущего урока.
2. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос учащихся по вопросам после § 23-24:
1. Определите причины поражения Красной Армии в начальный период войны. В какой степени ее неудачи были обусловлены объективными причинами?
2. Приведите аргументы в пользу того, что разразившаяся война приобрела для нашего народа характер отечественной. Как это сказалось на состоянии фронта и тыла?
3. Охарактеризуйте значение битвы под Москвой.
4. Докажите, что в результате Московской битвы план «Барбаросса», разработанный германским генштабом, окончательно провалился. В чем причины его провала?
5. Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?
6. Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессорами.
7. Охарактеризуйте процесс перестройки советской экономики, социальных отношений и идеологии с началом и в ходе войны.
|
|
8. Сравните намерения воюющих сторон после завершения Московской битвы. Как на них повлиял провал плана «Барбаросса»?
План изучаемой темы урока:
1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом:
- разработка и проведение операции «Уран»;
- учащиеся в своих тетрадях чертят таблицу «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.»;
Силы и средства | Красная Армия | Германия и ее союзники |
Личный состав (тыс. человек) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | ||
Количество орудий и минометов | 14 934 | 10 290 |
Количество самолетов |
В ходе изложения учителем нового материала ученики записывают основные события и даты данного периода Великой Отечественной войны.
2. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне:
- разработка немецким генштабом операции «Цитадель»;
- учитель на доске изображает таблицу «Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.»;
Силы и средства | Советские войска | Германские войска |
Личный состав (тыс. человек) | ||
Количество танков и САУ | ||
Количество орудий и минометов | 19 100 | 10 000 |
Количество самолетов |
- танковое сражение у деревни Прохоровка;
- разгром немецко-фашистских войск Орловско-Курской дуге;
- форсирование советскими войсками Днепра;
- освобождение советских городов.
3. Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране:
- обстановка на фронтах Второй мировой войны к середине 1943 г.;
- поставки союзников по антигитлеровской коалиции в СССР по ленд-лизу;
|
|
- вопрос об открытии второго фронта;
- конференция в Тегеране;
- обсуждение послевоенного политического устройства мира.
4. Идеология, культура и война:
- художественная культура данного периода;
- фронтовые газеты и другие средства массовой информации;
- музыка военного времени;
- театр и кино;
- восстановление патриаршества.