Общие сведения о зажигании
Основным источником воспламенения топливовоздушной смеси в поршневых авиационных двигателях легкого топлива является электрическая дуга, проскакивающая между электродами запальной свечи, ввернутой в головку цилиндра двигателя.
Для того чтобы обеспечить электрический разряд между электродами свечи, необходимо создать на них достаточно высокое напряжение. Напряжение, при котором наступает электрический разряд, называется пробивным напряжением.
Величина пробивного напряжения возрастает с увеличением расстояния между электродами и плотности среды (топливовоздушной смеси), в которой происходит разряд. При существующих зазорах между электродами свечей, равных 0,3 ÷ 0,5 мм, и давлениях в конце сжатия порядка 15 ÷ 20 кг/см2 пробивное напряжение составляет несколько тысяч вольт. В качестве источника тока для зажигания в современных поршневых двигателях применяют магнето, обеспечивающие получение напряжений порядка 12 ÷ 18 тысяч вольт.
|
|
Агрегаты, входящие в систему зажигания, и их назначение
Для обеспечения запуска двигателя и бесперебойного зажигания топливовоздушной смеси на всех режимах, помимо магнето, требуется иметь ряд других агрегатов и арматуру, которые вместе с магнето составляют систему зажигания двигателя.
В систему зажигания двигателя входят-.
— две запальные свечи на каждый цилиндр, ввернутые в головку цилиндра;
— два магнето с распределителями, приводимые во вращение от двигателя;
— пусковые катушки с аккумулятором, установленные на самолете(вертолете);
— один переключатель, расположенный в кабине самолета;
— арматура (плавкий предохранитель, дополнительные выключатели, кнопки пусковых катушек, коробки и муфты разъема
и др.);
— экранированные электропровода, соединяющие агрегаты зажигания.
Свечи обеспечивают искрообразование в камере сгорания цилиндра. Два магнето обеспечивают получение двойного зажигания, независимо друг от друга: одна свеча цилиндра работает от одного магнето, вторая — от другого. Двойное зажигание улучшает условия сгорания топливовоздушной смеси вследствие воспламенения ее от двух электрических искр и увеличивает надежность работы двигателя. В случае отказа в работе одного магнето двигатель продолжает работать, так как зажигание в цилиндрах производится свечой, связанной с другим магнето. При этом мощность двигателя несколько падает. При загрязнении одной свечи зажигание топливовоздушной смеси продолжается от другой, что часто приводит к очистке (прожиганию) загрязненной свечи и к включению ее в работу.
|
|
Распределители служат для направления-тока, вырабатываемого в магнето, к отдельным цилиндрам в соответствии с порядком их работы.
Пусковая катушка и аккумулятор служат для получения тока высокого напряжения при запуске двигателя, когда магнето еще не вступило в работу.
Переключатель необходим для включения и выключения зажигания, а также для проверки работы магнето и свечей.
Система зажигания авиационных двигателей должна удовлетворять ряду требований, главнейшими из которых являются: достаточная мощность электрической искры для надежного воспламенения смеси как в условиях нормальной работы, так и в условиях запуска двигателя, когда число его оборотов составляет 40 ÷ 60 в минуту; надежность работы при всех условиях эксплуатации и в особенности в условиях полетов на больших " высотах; возможность изменения момента зажигания в соответствии с режимом работы двигателя; отсутствие влияния на работу радиоустановок; малый вес и габариты; простота установки, сборки и разборки, а также регулировки.
Типы магнето, строение и принципы функционирования.
Системы низкого и высокого напряжения.
Магнето высокого напряжения представляет собой магнитоэлектрическую машину, принцип действия которой основан на законе индукции токов.
Ток высокого напряжения в магнето получается следующим образом:
1. Механическая энергия, получаемая от двигателя, преобразуется при помощи индукции в электрическую энергию переменного тока низкого напряжения (30 ÷ 40 В).
2. Переменный ток низкого напряжения трансформируется в ток высокого напряжения (12 000—18 000 В) и подается к свечам цилиндров.
Преобразование механической энергии в электрическую достигается при пересечении проводниками силовых линий магнитного поля, вследствие чего в проводниках возникает индуктированная электродвижущая сила (ЭДС) и при наличии замкнутой электрической цепи — электрический ток.
Магнитное поле создается постоянными искусственными магнитами, неподвижными или приводимыми во вращение от коленчатого вала двигателя при помощи шестеренчатой передачи.
Электрический ток низкого напряжения может быть получен следующими способами:
— перемещением проводника относительно магнитного потока неподвижного магнита;
— перемещением магнита относительно неподвижного проводника;
— перемещением промежуточного, элемента, который создает изменение магнитного потока, при неподвижном проводнике и неподвижном магните.
В зависимости от способа получения тока низкого напряжения магнето делятся на следующие типы:
— с вращающимися обмотками и неподвижными магнитами;
— с вращающимися магнитами и неподвижными обмотками;
— с неподвижными магнитами и обмотками и вращающимся промежуточным элементом.
На современных авиационных двигателях применяются магнето типа БСМ с вращающимися магнитами и неподвижными обмотками. Условное обозначение БСМ расшифровывается так: Б — большая; С — серия; М — магнето, а цифра, приписанная к условному обозначению, например, БСМ-5, означает число цилиндров двигателя, которое может обслуживать магнето. Магнето БСМ могут быть двухискровыми, т. е. дающими две искры, и четырехискровыми, дающими четыре искры за один оборот ротора магнето.
Магнето этого типа снабжены механизмом автоматического опережения зажигания и могут быть собраны как для правого, так и для левого вращения ротора.
На рис. 5.10 показана принципиальная схема магнето типа БСМ, в электрическую цепь которого для упрощения схемы включены переключатель 1 и одна запальная свеча 2. Штрихпунктирной линией М изображена масса корпуса магнето и двигателя.
Магнето БСМ состоит из двух основных систем — магнитной и электрической.
|
|
Магнитная система служит для создания переменного магнитного потока в сердечнике трансформатора и состоит из ротора 3, двух башмаков 4 и сердечника 5. Башмаки и сердечник являются магнитопроводами, а ротор представляет собой постоянный четырехполюсный магнит. Ротор приводится в движение от коленчатого вала через шестеренчатую передачу, валик 6 и центробежные грузики 7 механизма опережения зажигания.
Электрическая система состоит из двух цепей — цепи тока низкого напряжения и цепи тока высокого напряжения.
Обмотка 5, служащая для получения тока низкого напряжения, называется первичной; соответственно этому сам ток низкого напряжения носит название первичного тока.
Первичная обмотка одним концом 10 присоединена к сердечнику, а другим концом 11 — к прерывателю.
Прерыватель имеет два контакта, периодически размыкающие и замыкающие цепь первичного тока. Неподвижный контакт 12 соединен с массой М, а подвижной 13 — с первичной обмоткой. В сомкнутом состоянии контакты удерживаются пружиной 14.
Размыкание контактов осуществляется кулачковой шайбой 15 с числом кулачков, равным числу цилиндров двигателя.
Таким образом, полная цепь низкого напряжения образуется первичной обмоткой, прерывателем и массой. Путь первичного тока в цепи показан на схеме стрелками.
Ток высокого напряжения индуктируется в обмотке 16. Эта обмотка называется вторичной, а появляющийся в ней ток — вторичным током.
Вторичная обмотка одним концом соединена с первичной обмоткой, а другим концом — с бегунком 17 распределителя 20. Последовательное соединение вторичной обмотки с первичной делается для того, чтобы использовать витки первичной обмотки при получении вторичного тока.
При помощи бегунка вторичный ток распределяется по свечам отдельных цилиндров; для этого на бегунке имеется рабочий электрод, один конец 18 которого непрерывно связан с вторичной обмоткой, а другой 19 подходит последовательно к неподвижным электродам 25 распределителя 20, соединенным с проводниками свечой. Число электродов распределителя равно числу цилиндров двигателя. Для правильной работы зажигания электроды распределителя последовательно присоединены (по направлению вращения бегунка) к свечам тех цилиндров, в которых согласно принятому порядку зажигания должен происходить искровой разряд.
|
|
Бегунок имеет второй электрод 21 (пусковой), соединенный посредством медного кольца 22 с проводником 23 высокого напряжения от пусковой катушки.
Каждая свеча имеет два электрода, разделенных искровым зазором; один из этих электродов 24 (центральный) соединяется с одним из электродов 25 распределителя, а второй электрод 26 — с массой М. Таким образом, цепь тока высокого напряжения образуется вторичной обмоткой, бегунком, распределителем, свечой, массой и первичной обмоткой. Путь вторичного тока в цепи на схеме показан стрелками.
Работает система зажигания следующим образом.
Четырехполюсный постоянный магнит ротора, вращаясь между неподвижными полюсными башмаками, создает в сердечнике переменный магнитный поток, вследствие чего в расположенныхна сердечнике витках обмоток индуктируется переменная по величине и направлению электродвижущая сила (величина ЭДС прямо пропорциональна числу витков в обмотках и скорости изменения магнитного потока в сердечнике). При этом в первичной обмотке при замкнутых контактах прерывателя возбуждается электрический ток, который вызывает в сердечнике появление дополнительного электромагнитного потока. Когда ток в первичной цепи достигает максимальной величины, прерыватель размыкается, вследствие чего магнитный поток, создаваемый ротором в сердечнике, под действием исчезающего тока в первичной обмотке резко изменяется. Резкое изменение магнитного потока ротора индуктирует во вторичной и разомкнутой первичной обмотках большую ЭДС, причем интенсивность индукции повышается наличием конденсатора 27. Так как обе обмотки соединены последовательно, то индуктированные ЭДС обеих обмоток складываются. Индуктированная ЭДС передается через бегунок на неподвижные электроды распределителя и далее на электроды свечей и, преодолевая сопротивление искрового зазора, образует искровой разряд, воспламеняющий смесь.
Один оборот бегунка происходит за два оборота коленчатого вала двигателя, а прерыватель (при максимальной силе первичного тока) размыкается при каждом подходе рабочего электрода бегунка к очередному электроду распределителя.
Так как все цилиндры двигателя обслуживаются одним магнето, то число оборотов ротора должно обеспечивать необходимое количество искровых разрядов за рабочий цикл двигателя, т. е. за два оборота коленчатого вала.
Передаточное число q от коленчатого вала к ротору магнето определяется по формуле
где i— число цилиндров двигателя;
е—число искр, вырабатываемых магнето за один оборот ротора;
2—коэффициент, вводимый в формулу только для четырехтактных двигателей.
Чтобы прекратить искровые разряды в свечах, необходимо выключить зажигание. Для выключения зажигания устанавливается переключатель 1. Как видно из схемы, при замыкании переключателя первичная обмотка соединяется с массой М помимо прерывателя. Вследствие этого размыкание прерывателя не сопровождается разрывом первичной цепи, поэтому во вторичной обмотке не может индуктироваться ЭДС, достаточная для образования искровых разрядов в свечах. Путь первичного тока в цепи через переключатель на схеме показан пунктирными стрелками.
Анализ работы магнето
Чтобы ясно представить себе работу магнето, рассмотрим следующие процессы, происходящие в магнитной и электрической системах магнето:
1) изменение магнитного потока в сердечнике трансформатора;
2) работу магнето при постоянно разомкнутой первичной цепи;
3) работу магнето при постоянно замкнутой первичной цепи;
4) рабочий процесс магнето.
Изменение магнитного потока в сердечнике трансформатора
Величина и направление магнитного потока в сердечнике трансформатора (в зависимости от положения
ротора) представлены на рис.5.11. По горизонтальной оси отложены углы α
поворота ротора, а по вертикальной — величины магнитного потока Ф, соответствующие данному углу поворота ротора.
Величина магнитного потока одного направления на графике отложена вверх от горизонтальной оси, а противоположного направления — вниз.
При нахождении ротора в положении І магнитный поток направляется от северного полюса к южному по магнитной цепи Д-Е-Ж, намагничивая сердечник Е. При этом величина магнитного потока в сердечнике будет максимальная, на кривой она будет соответствовать точке 1. При повороте ротора по часовой стрелке от 0 до 45° величина магнитного потока, проходящего через сердечник, уменьшается вследствие уменьшения числа магнитных силовых линий, поступающих из ротора в цепь Д-Е-Ж, по которой замыкается магнитный поток. При нахождении ротора в положении ІІ (называемом нейтральным) магнитные силовые линии, выходящие из северного полюса ротора, замкнутся через башмаки на два соседних южных полюса по пути, указанному стрелками, и магнитный поток от ротора в цепь Д-Е-Ж через сердечник прекратится.
Вследствие явления гистерезиса в сердечнике задерживается остаточный магнетизм. Этому состоянию соответствует на кривой точка 2.
При дальнейшем повороте ротора магнитный поток замкнется через сердечник по пути Ж-Е-Д от северного полюса ротора к южному в обратном направлении. Вначале магнитный поток размагнитит сердечник, причем полное размагничивание произойдет при повороте ротора на 2 ~ 4° (точка 3) от нейтрального положения, а затем вновь намагнитит сердечник, но уже в обратном направлении. Максимальной величины магнитный поток достигнет при нахождении ротора в положении ІІІ, чему соответствует поворот ротора на 90° от начального положения (точка 4).
При повороте ротора из положения ІІІ до положении IV магнитный поток уменьшается до величины остаточного магнетизма (точка 5), а при повороте из положения IV до положения V остаточный магнетизм упадет до нуля (точка 6), после чего магнитный поток изменит свое направление и вновь возрастет до максимальной величины (точка 7), чему соответствует поворот ротора от начального положения на 180°. При дальнейшем вращении ротора все описанные явления повторятся.
Таким образом, при вращении ротора магнитный поток Ф0 в сердечнике трансформатора будет переменным как по направлению, так и по величине и за один оборот ротора он изменит четыре раза свое направление и четыре раза свою величину от нулевого значения до максимума.
Если участок поворота ротора от 0 до 45° разделить пополам, то за первую половину, равную углу 22°30', магнитный поток в сердечнике уменьшится на величину Б, за вторую половину — 22°30' — на величину В, а затем за 2° поворота ротора от нейтрального положения до полного размагничивания магнитный поток уменьшится на величину Г. Отсюда становится ясным, что магнитный поток изменяет свою величину неравномерно. Наибольшая скорость его изменения соответствует моменту перемены направления. Когда магнитный поток в сердечнике имеет максимальную величину, скорость его изменения равняется нулю, так как в рассматриваемый момент за небольшой угол поворота ротора число магнитных силовых линий в сердечнике остается почти постоянным. За один оборот ротора скорость изменения величины магнитного потока в сердечнике четыре раза будет равняться нулю и четыре раза достигнет наибольшей величины.
Работа магнето при постоянно разомкнутой первичной цепи
Этот случай возможен только при неисправности системы зажигания, вызванной или попаданием масла на контакты прерывателя, или их окислением и механическим повреждением, или, наконец, обрывом первичной цепи.
Выше было установлено, что вращение ротора вызывает изменение магнитного потока в сердечнике трансформатора. Так как на сердечнике имеются две обмотки — первичная и вторичная, то на основании закона электромагнитной индукции в них должны индуктироваться электродвижущие силы.
Если в первичной обмотке имеется витков, а во вторичной, то соответствующие индуктированные ЭДС в обмотках относятся как число витков:
где отношение называется коэффициентом трансформации. Если, например, число витков в первичной обмотке равно =165, а во вторичной обмотке =12000, то коэффициент трансформации равен
Так как скорость изменения магнитного потока при различных положениях ротора различна, то и величина индуктированной ЭДС в соответствующие моменты времени будет различной. В момент, когда скорость изменения магнитного потока больше, индуктированные ЭДС в обмотках также будут больше.
На рис. 5.12 нанесены в зависимости от положения ротора рассмотренные нами выше изменения магнитного потока Ф0 и индуктированной этим потоком электродвижущей силы Е.
Когда магнитный поток в сердечнике достигает максимального значения (точка І), скорость его изменения равна нулю и индуктированная ЭДС тоже равна нулю (точка 2). При максимальной скорости изменения магнитного потока (точка 3) значение ЭДС также максимально (точка 4). Это соответствует повороту ротора на 2—4° от нейтрального положения. При дальнейшем повороте ротора ЭДС уменьшается, становится равной нулю
при (т. е. когда Ф0 максимально), после чего ЭДС изменяет свое направление и вновь достигает наибольшей величины, когда скорость изменения магнитного потока становится максимальной.
За один оборот ротора индуктированная ЭДС в обмотках четыре раза достигает максимального значения, четыре раза падает до нуля и четыре раза меняет свое направление. Характер изменения ЭДС во вторичной обмотке будет таким же, как и в первичной, так как эти обмотки находятся под воздействием одного и того же магнитного потока, причем максимальная величина ЭДС во вторичной обмотке будет больше, чем в первичной, во столько раз, во сколько раз число витков больше числа витков.
При постоянно разомкнутой первичной обмотке и скорости вращения ротора 1000 об/мин максимальная величина ЭДС в первичной обмотке достигает 25—30 B.
Зная величину ЭДС первичной обмотки и коэффициент трансформации, можно определить ЭДС вторичной обмотки:
.
Этой величины ЭДС недостаточно для образования искрового разряда между электродами свечи.