Запуск сжатым воздухом

Основные требования к бортовым пусковым устройствам

Бортовое пусковое устройство должно действовать надежно и да­вать возможность многократных запусков без выполнения трудоем­ких операций; позволять повторный запуск с места пилота и запуск в полете; быть независимым от аэродромных служб и иметь малые вес и габариты.

Установка для запуска мотора сжатым воздухом (рис. 5.1) со­стоит из бортового баллона а емкостью.5—6 л с запасом воздуха, сжатого до 120—150 am, редукционного клапана б, который служит для снижения давления воздуха до 25—30 ат, распределителя сжа­того воздуха в, смонтированного на моторе, и сети трубопроводов со штуцером ж, служащего для зарядки бортового баллона и для за­пуска мотора от аэродромного баллона.

Перепускной кран снабжен двумя манометрами г и д; первый из них служит для замера давления в баллоне, а второй — для опреде­ления давления воздуха после редукционного клапана. Для преду­преждения повышения давления воздуха, поступающего в распре­делитель, выше 30 ат, на распределителе или в системе имеется пре­дохранительный клапан е.

Распределитель сжатого воздуха должен быть отрегулирован отно­сительно коленчатого вала таким образом, чтобы впуск воздуха в ци­линдр начинался в такт рабочего хода, спустя 15° после верхней мерт­вой точки. Впуск воздуха в цилиндр произво­дится через пусковой клапан, конструкция которого представлена на Рис. 5.2

Вес всей бортовой установки около 15 кг. Объема баллона достаточно для 4—5 запусков мотора. I

Процесс запуска производится следующим образом.

Когда мотор подготовлен к запуску, пилот или техник открывает вентиль баллона и, убе­дившись по манометру в наличии достаточного давления в бортовом баллоне (не меньше 30 ат), поворачивает рукоятку перепускного крана на «90°. Воздух устремляется через редукционный клапан (при этом давление его падает до 25— 30 ат) и затем поступает в распределитель, откуда направляется в соответствующий ци­линдр. В цилиндре воздух давит на поршень, заставляя проворачиваться, коленчатый вал. При проворачивании последнего золотник рас­пределителя также вращается и перепускает воздух в другой цилиндр, затем в следующий и т. д. — соответственно порядку их работы. Таким образом двигатель продолжает вращаться до вспышки смеси в цилиндрах. Образование смеси происходит за счет засасываемого вместе с воз­духом бензина, залитого во всасывающие патрубки заливным устрой­ством бензосистемы. Кроме того, смесь образуется за счет работы пу­скового жиклера карбюратора.

Воспламенение смеси осуществляется пусковым магнето. Устройство запуска сжатым воздухом сравнительно просто, но имеет ряд существенных недостатков.

Главным недостатком является создание сравнительно больших нагрузок на коренные и шатунные подшипники. А так как скорость вращения при запуске незначительна и подачи масла нет, то имею­щееся масло выдавливается и подшипники работают при полусухом трении, что приводит к значительному износу их при запуске.

Другим недостатком является сильное понижение температуры воздуха вследствие его расширения при прохождении через редук­ционный клапан перепускного крана и через распределитель. Это вы­зывает, во-первых, загустевание смазки в распределителе и заедание золотника и, во-вторых, конденсацию паров воды и замерзание ее распределителе, что может привести к поломке распределителя. Для борьбы с этим необходимо применять незамерзающую смазку распре­делителя и следить, чтобы зарядка бортового баллона производилась сухим воздухом. Сильное снижение температуры воздуха, кроме того, затрудняет образование первых вспышек, так как часть холодного воздуха, остающаяся в цилиндре после выхлопа, переме­шивается с поступающей при всасывании смесью, снижая температуру последней и приводя к конденсации паров бензина. Для борьбы с этим необходимо в зимнее время отеплять баллон и всю систему.

Третьим недостатком запуска сжатым воздухом является зави­симость пускового устройства от аэродромных служб, так как бор­товой баллон требует постоянного пополнения сжатым воздухом. Для устранения этой зависимости на многомоторных самолетах в до­полнение к описанному устройству устанавливается бортовой ком­прессор для зарядки баллона. Бортовой компрессор АК-60 пред­ставляет собой соединение одноцилиндрового двухтактного двигателя в 3,5—4 л. с. с одноцилиндровым поршневым компрессором, который дает воздух на зарядку баллонов с давлением в 30 ат. С этой же елью на моторе устанавливается компрессор АК-40.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: