Основные требования к бортовым пусковым устройствам
Бортовое пусковое устройство должно действовать надежно и давать возможность многократных запусков без выполнения трудоемких операций; позволять повторный запуск с места пилота и запуск в полете; быть независимым от аэродромных служб и иметь малые вес и габариты.
Установка для запуска мотора сжатым воздухом (рис. 5.1) состоит из бортового баллона а емкостью.5—6 л с запасом воздуха, сжатого до 120—150 am, редукционного клапана б, который служит для снижения давления воздуха до 25—30 ат, распределителя сжатого воздуха в, смонтированного на моторе, и сети трубопроводов со штуцером ж, служащего для зарядки бортового баллона и для запуска мотора от аэродромного баллона.
Перепускной кран снабжен двумя манометрами г и д; первый из них служит для замера давления в баллоне, а второй — для определения давления воздуха после редукционного клапана. Для предупреждения повышения давления воздуха, поступающего в распределитель, выше 30 ат, на распределителе или в системе имеется предохранительный клапан е.
|
|
Распределитель сжатого воздуха должен быть отрегулирован относительно коленчатого вала таким образом, чтобы впуск воздуха в цилиндр начинался в такт рабочего хода, спустя 15° после верхней мертвой точки. Впуск воздуха в цилиндр производится через пусковой клапан, конструкция которого представлена на Рис. 5.2
Вес всей бортовой установки около 15 кг. Объема баллона достаточно для 4—5 запусков мотора. I
Процесс запуска производится следующим образом.
Когда мотор подготовлен к запуску, пилот или техник открывает вентиль баллона и, убедившись по манометру в наличии достаточного давления в бортовом баллоне (не меньше 30 ат), поворачивает рукоятку перепускного крана на «90°. Воздух устремляется через редукционный клапан (при этом давление его падает до 25— 30 ат) и затем поступает в распределитель, откуда направляется в соответствующий цилиндр. В цилиндре воздух давит на поршень, заставляя проворачиваться, коленчатый вал. При проворачивании последнего золотник распределителя также вращается и перепускает воздух в другой цилиндр, затем в следующий и т. д. — соответственно порядку их работы. Таким образом двигатель продолжает вращаться до вспышки смеси в цилиндрах. Образование смеси происходит за счет засасываемого вместе с воздухом бензина, залитого во всасывающие патрубки заливным устройством бензосистемы. Кроме того, смесь образуется за счет работы пускового жиклера карбюратора.
Воспламенение смеси осуществляется пусковым магнето. Устройство запуска сжатым воздухом сравнительно просто, но имеет ряд существенных недостатков.
|
|
Главным недостатком является создание сравнительно больших нагрузок на коренные и шатунные подшипники. А так как скорость вращения при запуске незначительна и подачи масла нет, то имеющееся масло выдавливается и подшипники работают при полусухом трении, что приводит к значительному износу их при запуске.
Другим недостатком является сильное понижение температуры воздуха вследствие его расширения при прохождении через редукционный клапан перепускного крана и через распределитель. Это вызывает, во-первых, загустевание смазки в распределителе и заедание золотника и, во-вторых, конденсацию паров воды и замерзание ее распределителе, что может привести к поломке распределителя. Для борьбы с этим необходимо применять незамерзающую смазку распределителя и следить, чтобы зарядка бортового баллона производилась сухим воздухом. Сильное снижение температуры воздуха, кроме того, затрудняет образование первых вспышек, так как часть холодного воздуха, остающаяся в цилиндре после выхлопа, перемешивается с поступающей при всасывании смесью, снижая температуру последней и приводя к конденсации паров бензина. Для борьбы с этим необходимо в зимнее время отеплять баллон и всю систему.
Третьим недостатком запуска сжатым воздухом является зависимость пускового устройства от аэродромных служб, так как бортовой баллон требует постоянного пополнения сжатым воздухом. Для устранения этой зависимости на многомоторных самолетах в дополнение к описанному устройству устанавливается бортовой компрессор для зарядки баллона. Бортовой компрессор АК-60 представляет собой соединение одноцилиндрового двухтактного двигателя в 3,5—4 л. с. с одноцилиндровым поршневым компрессором, который дает воздух на зарядку баллонов с давлением в 30 ат. С этой же елью на моторе устанавливается компрессор АК-40.