Историческая живопись

Живописцы 1 трети 19 века.

Главный жанр в живописи русского классицизма. Большая композиционная работа в не зависимости от сюжета.

Назначение искусства – воспитание.

Картина – метафора, условность.

Задача – сочинение пространства., построение композиции, достижение подобия, подражание общим качествам реальных предметов.

Изобразительные средства активны и независимы от натуры. Рисунок – средство передачи сочиненного сюжета. Живопись – средство передачи подобия.

Композиция должна быть логичной, лаконичной, продуманной.

Рисунок – основа всего. Культ пропорционирования. Колорит – изобразительное значение – верность. Светотень – способ моделировки.

Историческая живопись не обладает мощью, ростом. Егоров, Шебуев, Андрей Иванов. Все закончили ах.

В живописи было противопоказано изобр. индивидуального человека.

Иванов Андрей Иванович [около 1776 - 12(24).7.1848, Петербург], русский живописец, представитель классицизма. Учился в петербургской АХ (1782-97) у Г. И. Угрюмова. Преподавал в АХ с 1798 (с 1803 академик, с 1812 профессор). В 1830 был уволен по произволу Николая I. И. - активный участник Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Придерживаясь академической системы построения исторической картины, И. пытался воплотить в своих композициях идеи гражданственности ("Смерть Пелопида", 1800-е гг., Третьяковская галерея) и патриотизма ("Подвиг молодого киевлянина", около 1810, "Единоборство Мстислава Удалого с Редедею", около 1812, - оба произведения в Русском музее, Ленинград). И. был видным педагогом и мастером академического рисунка. Среди учеников И. - его сын А. А. Иванов и К. П. Брюллов.

- Смерть Пелопида – одна из первых работ. Античная история. Контраст смерти и отчаяния. Фигура окружена воинами. Язык жестов. Отчаяние покорность. Заимствовано из Лаокоона.

- Подвиг молодого Киевлянина

- Единоборство князя Мстислава Удалого с косожским князем Редедей. Превосходство воли разума и красоты.

Лит.: Савинов А. Н., А. И. Иванов, в кн.: Русское искусство... Первая половина 19 в., М., 1954.

Шебуев Василий Кузьмич (1776 – 1855) - исторический живописец, был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств в 1792 г. Главными его наставниками в ней были И. Акимов и Г. Угрюмов. Окончил ее курс в 1797 г. с малой золотой медалью, присужденной ему за писанную по программе картину ""Смерть Ипполита"" и с чином XIV класса, но оставлен при академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе. В 1800 г. признан назначенным в академики, а в 1803 г. отправлен на казенный счет в Рим для своего усовершенствования. Там нарисован им картон и написана картина ""Усекновение главы святого Иоанна Предтечи"" (с фигурами в рост). В Риме же он изготовил две композиции: ""Крещение народа в Киеве"" и ""Христос, приведенный в судилище вместе с двумя разбойниками"". Возвратился в Санкт-Петербург в 1807 г. и вскоре после того, за эскиз образа ""Взятие Богородицы на небо"", впоследствии написанного им на хорах Казанского собора, получил звание академика. За картину огромного размера ""Петр Великий в сражении при Полтаве"" академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. В этой должности Ш. обратил внимание свое на серьезное изучение питомцами академии человеческого тела и составил для них руководство к антропометрии. В 1812 г. был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора. В 1821 г. сделан директором Императорской шпалерной мануфактуры, в 1823 г., за исполнение обширного плафона в церкви царскосельского дворца, получил титул придворного живописца. С 1832 г. занимал в академии пост ректора, а впоследствии, в 1842 г., заслуженного ректора живописи и ваяния; наконец, в 1844 г. был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора. В истории русской живописи Ш. занимает весьма видное место, как один из главных представителей псевдоклассического направления живописи. Современники называли его ""русским Пуссеном, превзошедшим этого художника""; прекрасный рисовальщик в академическом смысле, но не сильный и несколько грубый в колорите, он действительно походил своим стилем на Пуссена, однако отнюдь не превосходил его в своих работах, а являлся только его подражателем. В качестве сначала преподавателя и потом руководителя преподаванием живописи в академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова, А.А. Иванова, Ф.А. Бруни, П.В. Басина и других корифеев нашей школы. Главные произведения Ш., кроме вышеупомянутых - три большие картины на подкупольных столбах в Казанском соборе, изображающие эпизоды из жития святого Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; образа ""Воскрешение Лазаря"", ""Воскрешение сына наинской вдовы"", ""Спаситель в доме Лазаря"" и ""Христос, благословляющий детей"" в Исаакиевском соборе; образа ""Святая Екатерина"", ""Святой князь Александр Невский"" и ""Тайная Вечеря"" в иконостасе домовой церкви Академии Художеств; громадный плафон в куполе конференц-зала академии: ""Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России"" (1833) и картина ""Подвиг купца Иголкина"" (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге).

Дмитрий Иванович Иванов (1782 – после 1812) – русский художник. Закончил ах Автор картины «Марфа-посадница» (1808, Русский музей), изображающей пустынника Феодосия Борецкого, Вручающего меч сыну Марфы Мирославу для борьбы за независимость Новгорода. И на самой картине, и на эскизе к ней (ТГ) художник в центре изобразил Марфу, величественную женщин, героиню одной из неоконченных «дум» Рылеева, возглавлявшую борьбу Новгорода с Иваном III. Картина и эскиз отличаются почти геометрически правильной композицией, скульптурной трактовкой фигур, полным отсутствием лишних аксессуаров, удовлетворяя в этом отношении самым строгим требованиям классического стиля. Классицистическая композиция. Пространственность. Неглубокое барельефное построение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: