6.
5.
4.
3.
2.
1.
Решение проблем совершенствования управления бизнесом в условиях динамично развивающихся рыночных отношений требует повышения качества информационного обеспечения менеджмента.
Проблема повышения качества учетной информации актуальны во всех развитых странах мира. Для повышения качества учетной информации и на ее основе ужесточения контроля и совершенствования качества корпоративного управления в июле 2002 г. в США был принят Закон Сарбейнса-Оксли. Он связал решение проблемы повышения качества корпоративного управления с совершенствованием системы внутреннего контроля, которая в числе 5 основных элементов включает и учетную информацию. В контексте совершенствования корпоративного управления Еврокомиссией предложено в каждой стране создать независимый орган для надзора за деятельностью аудиторов и бухгалтерской практикой публичных компаний. Эти и другие меры направлены на повышение достоверности и качества учетной информации как основы системы управления.
В этой системе задачи удовлетворения информационных запросов внешних пользователей решает финансовый учет, а функции информационного обслуживания внутренних потребностей менеджмента - управленческий учет.
Являясь составной частью процесса управления, управленческий учет как система информационного обеспечения менеджмента включает:
Для удовлетворения информационных потреб-ностей менеджмента управленческий учет интегрирует действующую систему планирования, бюджетирования, учета, контроля и анализа основных его объектов - затрат и доходов операционной деятельности предприятия и его подазделений.
Отсюда следует, что предметом управленческого учета выступает деятельность предприятия и его подразделений, обуславливающая возникновение затрат и доходов, подлежащих оптимизации в процессе управления.
Основная цель управленческого учета состоит в:
• обеспечении информационных потребностей управления, возрастающих и изменяющихся по мере развития бизнеса;
• надежной информационной поддержке управленческих решений (оперативных, тактических, стратегических), принимаемых менеджерами разных рангов.
Достижение указанных целей осуществляется путем реализации управленческим учетом путем следующих его функций (рис.1):
Рис. 1. Функции и процедуры управленческого учета
Сообразно целям и функциям управленческого учета его главным продуктом является информация. Учетная информация, формируемая в среде управленческого учета, может быть признана качественной, если она отвечаетследующим требованиям (табл.1).
Исследование отличий управленческого учета позволяет глубже познать его философию, методологию и методику, что исключительно важно для постановки и совершенствования форм и систем управленческого учета на конкретном предприятии. Наиболее характерные черты управленческого учета отражает следующее параметрическое тестирование систем управленческого и финансового учета (табл.2).
Таблица 1.
Требования, предъявляемые к учетной информации, формируемой в среде управленческого учета
адресность | информация должна предназначаться конкретному менеджеру |
|
оперативность | Информация должна быть «живой». «Ценность бухгалтерской информации убывает пропорционально квадрату времени, потреблённого на её получение» – правило П. Гарнье |
уме стность | информация должна быть содержательной, существенной |
ре л евантность | в диапазозоне релевантности анализируется релевантная информация - изменяющаяся при выборе алтернативы |
приоритет содержания над формой | содержательность и существенность информации более важна, чем стандартный формат внутренних отчётов; вместе с тем форматы отчетов должны обеспечивать адекватное восприятие информации |
аналитичность | выходная информация должна содержать данные текущего анализа и предполагать возможность проведения последующего анализа |
экономичность | требования к информации должны сочетаться с ограничением «затраты-выгода» |
сигнальность | информация должна привлекать внимание руководства к сфере потенциального риска, высвечивать области бизнеса, требующие корректировки |
конфиденциальность | бухгалтер-аналитик принимают на себя ответственность не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну |
Таблица 2.
Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта
Параметры сравнения | Особенности | |
управленческого учёта | финансового учёта | |
1. Обязательность | Ведение учёта зависит от воли руководства | Обязателен |
2. Цель | Информационное обеспечение управления | Составление финан-совой отчётности |
3. Потребители информации | Ограниченный круг, – только внутренние: менеджеры разных уровней управления | Широкий круг потребителей: внутренние и внеш-ние (преимущественно) |
4. Степень открытости информации | Строго конфиденциальна | Открыта для всех потребителей |
5. Ограничительные руководства | Нет ограничений | Стандарты учёта |
6. Основной принцип сбора и представления информации | Полезность информации для принятия управленческих решений | Общепринятые принципы учета |
7. Виды систем учётных записей | Любая система, дающая результат | Система двойной записи |
8. Основной объект учёта и анализа | Центры ответственности | Предприятие в целом |
9. Субъекты учета | Менеджеры, бухгалтеры-аналитики | Персонал финансовой бухгалтерии |
10. Временная ориентация | Футуристичен | Историчен |
11. Частота и сроки представления отчётности пользователям | регулярно (сразу по окончанию отчётного периода), либо немедленно по запросу менеджера | Регулярно, в установленные сроки по окончании отчётного периода |
12. Степень точности информации | Много приблизительных оценок | Точен |
13. Ответственность | Дисциплинарная | По закону – админи-стративная, уголовная |
14. Влияние на поведение работников | Эффективное мотивационное средство для управленческого персонала | Воздействует на работу сотрудников вторично |
Важнейшими его объектами являются управленческого учета:
ü затраты, - главный объект, ввиду чего в управленческом учете осуществляется бюджетирование, учет, контроль, регулирование как затрат предприятия в целом, так и затрат его отдельных центров ответственности;
ü производственные ресурсы;
ü результаты хозяйственной деятельности предприятия с определением вклада каждого сегмента.
Учетно-аналитическая интерпретация объектов управленческого учета осуществляется посредством методических приемов (рис.2) следующими субъектами:бухгалтерами-аналитиками, другими специалистами по управлению затратами - работниками планово-экономических служб, финансовыми аналитиками, менеджерами центров ответственности и др.
Формирование современных систем управленческого учета происходило в развитых странах мира в первой половине 20-го века. В этот период управленческий учет можно охарактеризовать как производственный учет, результатом эволюции которого стало рождение систем и методов, получивших мировое признание и применяемых по ныне как наиболее эффективные:
• стандарт кост –
• бюджетирование –
• метод однородных секций –
• директ кост -
• учет по центрам ответственности –
• JIT-системы («just-in-time»), - «канбан» и др. –
• целевое калькулирование, -«таргет костинг», «кайзен костинг» -
• АВС (Activity-based costing– калькулирование на основе деятельности –
• др.
Т.о., к началу третьего тысячелетия управленческий учет концентрируется на технологических процессах, на управлении затратами, обусловленными ими, а сам управленческий учет трансформируется в стратегический. Его основная цель – помощь компании в достижении ее стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение потребностей всех участников хозяйственного процесса (персонала, клиентов, акционеров и т. д.). Именно поэтому сейчас управленческий учет в зарубежных странах концентрируется на управлении затратами, на процессе создания стоимости для участников хозяйственного процесса путем эффективного использования ресурсов.
Достижение подобной цели обуславливает сближение систем управленческого и финансового учёта, их интеграцию в стратегический учет, который концентрирует внимание на альтернативных возможностях посредством финансового анализа проблем, связанных с обязательствами, контролем, затратами, потенциалом (четыре «с» – commitment, control, cost, capability).
1) Зажигалка или спички (простые или специальные – термические, охотничьи), упакованные в полиэтиленовый пакет
2) Нож с лезвием не менее 100 мм и толщиной 2-3 мм
3) Плотная полиэтиленовая пленка (желательно армированная как на теплицу) площадью 4 кв. метра
4) Леска сечением не менее 1 кв мм и длиной не менее 10 метров
5) Плитка шоколада
6) Мобильный телефон с полной зарядкой (желательно упаковать в полиэтилен)
7) Часы
8) Минимальный набор для медицинской помощи: бинт, перекись водорода, капли Зеленина или йод, ватные палочки для макияжа, но-шпа.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ:
- По компасу
- По небесным светилам
-Определение сторон горизонта по растениям и животным, насекомым
-Ориентирование по местным признакам.
По солнцу: в 8 утра солнце на востоке; в 14 – на юге; в 20 – на западе
По часам и солнцу: часовую стрелку направить на солнце, тогда прямая, делящая угол между часовой стрелкой и цифрой 2 на циферблате укажет направление на юг.
По полярной звезде ночью: Она всегда будет находиться на севере
По луне:
Фаза луны | Видимое расположение луны | ||
В 19 ч | В 1 час ночи | В 7 утра | |
Первая четверть луны (видна правая половина диска луны) | На юге | На западе | - |
Полнолуние | На востоке | На юге | На западе |
Последняя четверть (видна левая половина диска луны) | - | На востоке | На юге |
Определение сторон горизонта по растениям и животным:
--Кора деревьев, скалы, стены деревянных строений с северной стороны гуще покрыты мхом и лишайниками
-Кора деревьев с северной стороны грубее и темнее
-Смола на хвойных деревьях, особенно на отдельно стоящих, образуется обычно с юга.
-У берез с южной стороны кора светлее и эластичнее
-У муравейника пологая сторона обращена к югу
Определение сторон горизонта по местным признакам:
- По просекам в лесу: прорубаются с севера на юг и запада на восток. Квартальные столбы ставятся на пересечении просек, на стороны которых наносятся номера кварталов. Грань между двумя наименьшими номерами всегда ориентирована на север
Оборудование временного жилища - укрытия:
Факторы, влияющие на выбор укрытия:
-наличие дождя и других осадков
-температура воздуха
-наличие насекомых
-наличие материалов для строительства
-продолжительность стоянки
--колтчество и состояние потерпевших бедствие