Законодательство налагает на плательщиков обязанность аккуратно вносить в бюджет причитающиеся с них платежи, строго соблюдая установленные сроки уплаты.
Однако в деятельности предприятий, организаций могут быть периоды острой финансовой напряженности. В сфере бизнеса всегда существует опасность денежных потерь, обусловленная финансовыми рисками (кредитным, процентным, валютным, упущенной финансовой выгоды).
Кроме прямых потерь, связанных с финансовыми рисками, на платежеспособность субъектов хозяйствования негативное влияние оказывают инфляционные процессы, недостаток собственных оборотных средств, низкая доля высоколиквидных активов, высокий уровень бартерных операций, неудовлетворительная платежная дисциплина, проблемы с реализацией готовой продукции и другие факторы. Не исключены и чрезвычайные, непреодолимые события, приводящие к гибели имущества и значительному экономическому ущербу. Поэтому в силу разных причин у юридических и физических лиц может образоваться задолженность перед бюджетом.
Если причины временной неплатежеспособности плательщика признаются уважительными, сроки исполнения его налоговых обязательств могут быть изменены, т.е. отнесены на более поздний период. Изменения сроков допускаются как по всей сумме задолженности по налогам, сборам, пошлине, налоговым санкциям, так и по ее части.
Изменения сроков исполнения налогового обязательства реализуются на практике различными способами, путем предоставления: налогового кредита, отсрочки или рассрочки платежа. Общим для этих способов является то, что плательщик получает возможность рассчитаться с бюджетом в более поздний срок. В то же время есть некоторые различия между ними.
Суть налогового кредита заключается в отсрочке платежа за определенную плату. Должник может погасить налоговый кредит единовременно либо поэтапно.
Отсрочка платежа предоставляется на определенный срок и предусматривает единовременную уплату суммы задолженности. Рассрочка платежа также предоставляется на определенный срок, но предусматривает поэтапное погашение задолженности. Для изменения срока исполнения налогового обязательства налогоплательщик или иное обязанное лицо должны иметь достаточные основания. Таковыми признаются:
· материальный ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или другого подобного события;
· задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
· угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, сбора, пошлины и (или) выполнения требования налогового органа об уплате платежей и налоговых санкций;
· ввоз в Республику Беларусь комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, предназначенных для изготовления экспортной продукции;
· ввоз на таможенную территорию республики технологического оборудования и транспортных средств, кроме легковых автомобилей, по договорам аренды (лизинга).
Срок исполнения налогового обязательства, согласно законодательству, нельзя изменить при следующих обстоятельствах: возбуждении дела по признакам совершения налогового преступления (налогового нарушения); если орган взыскания располагает информацией о том, что заинтересованное лицо намерено скрыть свои денежные средства, иное имущество либо выехать за пределы Республики Беларусь на постоянное жительство.
Изменение срока исполнения налогового обязательства производится на основании решения компетентных органов либо договора с плательщиком. Компетентными органами являются:
· по республиканским налогам, сборам, пошлинам – Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;
· по местным налогам и сборам – местные финансовые и налоговые органы;
· по налогам, сборам, пошлине, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, – Государственный таможенный комитет Республики Беларусь или уполномоченные им другие таможенные органы;
· по государственной пошлине – уполномоченные органы, осуществляющие контроль за ее уплатой.
Для поддержки предприятий ведущих отраслей национальной экономики, проведения финансовой реструктуризации Президент Республики Беларусь и высшие органы государственной власти и управления могут принимать решения об изменении налоговых ставок и сроков погашения задолженности перед бюджетом. Если республиканский налог, сбор, пошлина поступает в бюджеты разного уровня, то срок исполнения налогового обязательства в части сумм, поступающих в республиканский бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов Республики Беларусь, а в части сумм, поступающих в местный бюджет, – на основании решения соответствующего местного финансового органа.
Изменение сроков уплаты платежей не означает отмены действующего и появления нового налогового обязательства.
Органы, обеспечивающие изменение налогового обязательства, определяют сроки и условия предоставления налогового кредита, отсрочки и рассрочки платежей, необходимость уплаты и размер пени за просрочку платежей.
При установлении фактов нарушения условий изменения налогового законодательства или совершения налоговых правонарушений действие налогового кредита, отсрочки или рассрочки платежей может быть досрочно прекращено.