Необходимость изменения сроков исполнения обязательств

Законодательство налагает на плательщиков обязанность ак­куратно вносить в бюджет причитающиеся с них платежи, строго соблюдая установленные сроки уплаты.

Однако в деятельности предприятий, организаций могут быть периоды острой финансовой напряженности. В сфере бизнеса все­гда существует опасность денежных потерь, обусловленная фи­нансовыми рисками (кредитным, процентным, валютным, упущен­ной финансовой выгоды).

Кроме прямых потерь, связанных с финансовыми рисками, на платежеспособность субъектов хозяйствования негативное влияние оказывают инфляционные процессы, недостаток собственных обо­ротных средств, низкая доля высоколиквидных активов, высокий уровень бартерных операций, неудовлетворительная платежная дис­циплина, проблемы с реализацией готовой продукции и другие фак­торы. Не исключены и чрезвычайные, непреодолимые события, при­водящие к гибели имущества и значительному экономическому ущербу. Поэтому в силу разных причин у юридических и физических лиц может образоваться задолженность перед бюджетом.

Если причины временной неплатежеспособности плательщи­ка признаются уважительными, сроки исполнения его налоговых обязательств могут быть изменены, т.е. отнесены на более поздний период. Изменения сроков допускаются как по всей сумме задол­женности по налогам, сборам, пошлине, налоговым санкциям, так и по ее части.

Изменения сроков исполнения налогового обязательства реа­лизуются на практике различными способами, путем предостав­ления: налогового кредита, отсрочки или рассрочки платежа. Общим для этих способов является то, что плательщик полу­чает возможность рассчитаться с бюджетом в более поздний срок. В то же время есть некоторые различия между ними.

Суть налогового кредита заключается в отсрочке платежа за определенную плату. Должник может погасить налоговый кредит единовременно либо поэтапно.

Отсрочка платежа предоставляется на определенный срок и предусматривает единовременную уплату суммы задолженности. Рассрочка платежа также предоставляется на определенный срок, но предусматривает поэтапное погашение задолженности. Для изменения срока исполнения налогового обязательства налогоплательщик или иное обязанное лицо должны иметь доста­точные основания. Таковыми признаются:

· материальный ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или другого подобного события;

· задержка финансирования из бюдже­та или оплаты выполненного государственного заказа;

· угроза бан­кротства в случае единовременной выплаты налога, сбора, по­шлины и (или) выполнения требования налогового органа об упла­те платежей и налоговых санкций;

· ввоз в Республику Беларусь комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, предназ­наченных для изготовления экспортной продукции;

· ввоз на тамо­женную территорию республики технологического оборудования и транспортных средств, кроме легковых автомобилей, по дого­ворам аренды (лизинга).

Срок исполнения налогового обязательства, согласно законо­дательству, нельзя изменить при следующих обстоятельствах: возбуждении дела по признакам совершения налогового преступ­ления (налогового нарушения); если орган взыскания располагает информацией о том, что заинтересованное лицо намерено скрыть свои денежные средства, иное имущество либо выехать за пре­делы Республики Беларусь на постоянное жительство.

Изменение срока исполнения налогового обязательства про­изводится на основании решения компетентных органов либо до­говора с плательщиком. Компетентными органами являются:

· по республиканским налогам, сборам, пошлинам – Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;

· по местным налогам и сборам – местные финансовые и на­логовые органы;

· по налогам, сборам, пошлине, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, – Государственный таможенный комитет Республики Беларусь или уполномоченные им другие таможенные органы;

· по государственной пошлине – уполномоченные органы, осуществляющие контроль за ее уплатой.

Для поддержки предприятий ведущих отраслей национальной экономики, проведения финансовой реструктуризации Президент Республики Беларусь и высшие органы государственной власти и управления могут принимать решения об изменении налоговых ста­вок и сроков погашения задолженности перед бюджетом. Если рес­публиканский налог, сбор, пошлина поступает в бюджеты разного уровня, то срок исполнения налогового обязательства в части сумм, поступающих в республиканский бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов Республики Беларусь, а в части сумм, поступающих в местный бюджет, – на основании решения соответствующего местного финансового органа.

Изменение сроков уплаты платежей не означает отмены дей­ствующего и появления нового налогового обязательства.

Органы, обеспечивающие изменение налогового обязатель­ства, определяют сроки и условия предоставления налогового кре­дита, отсрочки и рассрочки платежей, необходимость уплаты и размер пени за просрочку платежей.

При установлении фактов нарушения условий изменения на­логового законодательства или совершения налоговых правонару­шений действие налогового кредита, отсрочки или рассрочки пла­тежей может быть досрочно прекращено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: