Индивидуальные субъекты административного права. Административно-правовой статус.
Тема 4. Граждане, как субъекты административного права.
Необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административных правоотношений». Субъект права характеризуется в норме общими признаками. Субъект правоотношений обладает только ему свойственными признаками. Субъект административного права может стать субъектом административных правоотношений при соблюдении 3х условий:
1) существует норма, предусматривающая права и обязанности;
2) субъект должен быть право- и дееспособен;
3) должны существовать основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Административно-правовой статус индивидуального субъекта представляет собой сложное юридическое образование, включающее в себя 4 элемента:
1) правовой статус личности, включая права и обязанности, свойственные человеку вообще, выделяют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения;
|
|
2) статус гражданина РФ, включает права и обязанности, связанные с принадлежностью к определенному государству, можно выделить право на участие в управлении государством, на проведение собраний, митингов, шествий, обязанность нести военную службу;
3) социальный элемент включает в себя права и обязанности, которые лицо приобретает в зависимости от социального положения;
4) особый статус – права и обязанности, которые лица приобретают по собственному желанию (водительские права, статус охотника, рыболова).
Каждый индивидуальный субъект может обладать либо полным объемом элементов статуса, либо облегченным вариантом.
Административная правосубъектность состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Частичная деликтоспособность возникает с 3х лет и увеличивается в зависимости от интеллектуального и физического взросления лица. Возраст административной деликтоспособности – 16 лет.
Основанием для возникновения и прекращения отношений являются юридические факты, действия и события реальной действительности.
Все права изначально можно разделить на 2 группы: статутные (постоянные, которые реализуются лицами вне зависимости от сферы деятельности) и права, адекватные тем сферам, в которых они реализуются. Выделяют личные, экономические, социально-культурные, политические права. Непосредственно во взаимодействии и ИВ реализуются:
1) право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
|
|
2) право избирать и быть избранным;
3) право на объединение;
4) право проводить собрания, митинги, шествия и т.д.;
5) право на обращение в органы ГВ и МСУ;
6) право на свободу и личную неприкосновенность;
7) право на неприкосновенность жилища;
8) право на свободу передвижения;
9) право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов ГВ и их должностными лицами.
В административном праве существуют 4 основные обязанности:
1) соблюдать закон;
2) сохранять природу;
3) платить налоги;
4) воинская обязанность.
В законе – 2 вида гарантий соблюдения прав и свобод: судебные и внесудебные. Ст. 42 и ст. 46 Конституции РФ предоставляют право обратиться за защитой нарушенного права в соответствующий суд. Статус судебной власти выдвигает судебные гарантии на 1 место.
Органы ГВ, МСУ и их д/л являются организациями, призванными осуществлять внесудебные гарантии. Они должны действовать по 2м направлениям:
1) осуществлять условия для свободной реализации прав и свобод;
2) разрешать конкретные имущественные дела, которые возникли по инициативе граждан.
В качестве несудебной гарантии в РФ действует уполномоченный по правам человека.