Первые государственные образования возникли в северной части полуострова Индостан, в долинах рек Инд и Ганг, во 2 тыс. до н.э.
В середине 2 тыс. до н.э. на территорию вторглись племена ариев. Они разрушили древнюю цивилизацию, часть населения изгнали.
В процессе разложения родоплеменных отношений и имущественно-социальной дифференциации возникла государственность.
Периодизация:
1. Рабовладельческое государство (2 тыс. до н.э. – IV в. до н.э.)
2. Централизованное государство Маурьев (IV в. до н.э. – II в. до н.э.)
3. Период упадка, раздробленность, формирование феодальных отношений (II в. до н.э. – IV в. н.э.)
Общественный строй:
Все население жестко разделено на социальные слои – варны:
– Брахманы (жрецы)
– Кшатрии (военачальники)
– Вайшьи (ремесленники)
– Шудры (слуги)
Первые две варны управляли государством и назывались благородными, двурожденными, т.к. при жизни перейти из одной варны в другую было невозможно, но после смерти душа могла вселиться во второй жизни в тело брахмана или кшатрии, при условии, что человек в перовй жизни соблюдал законы, был предан правителям и т.д.
Представителем оппозиционной идеологии стал принц Сиддхартха Гаутама – Будда («Просветленный»). Он говорил, что если человек получит знание, он сможет управлять страной, даже если он из низшего сословия.
Знаниям учили в буддийских общинах. Первые носители этих идей преследовались, но потом власти стали приспосабливаться к этой неконтролируемой ситуации.
После принятия царем Ашокой буддизма оппозиционная идеология становится государственной.
Затем идеи брахманизма и буддизма слились, образовав религию индуизма. В чистом виде буддизм распространился в других странах.
Государственный строй:
Центральное управление: во главе магаражда.
Наибольшего развития государство достигло в период правления Чандрагупты Маурья. Он возглавил сопротивление захвату Александра Македонского и объединил народ.
При магарадже была система чиновничьего аппарата.
Паришад – коллективный орган, состоявший из брахманов и аристократов, совет при магарадже.
Пурохита – главный жрец и советник
Сенапати – главнокомандующий
Охармадьякша – верховный царский судья
Чиновники делились на 3 ведомства: военное, финансовое и общественно-строительных работ.
Местное управление:
Государство делилось на провинции, во главе которых стояли выборные или назначаемые правители.
Армией руководил военный совет, который делился на коллегии, ведавшие:
– Пехотой
– Кавалерией
– Слонами
– Колесницами
– Флотом
– Транспортом вооружения
Сформировалась сильная налоговая система, государственная монополия, чтобы содержать армию.
Право Индии.
Главный источник права – Законы Ману; полное название: Манава-дхарма-шастра
Доминировала государственная собственность в лице главы государства — раджи.
По структуре: 12 глав и 2685 статей в виде двустиший (шлок)
I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;
II — правила жизни в период обучения;
III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;
V — некоторые религиозные нормы;
VI — правила жизни отшельника;
VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;
VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;
IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.
Носили ярко выраженный социальный характер (представители разных варн за одно и то же преступление получали разное наказание). Для брахманов самым суровым наказанием было выселение.
Казуистичность: законодатели описывали конкретные деяния, старались их все предвидеть, а не описывали инцидент общими словами («повредил ногу, руку и др.», но не «нанес телесные повреждения»). Нет общих понятий.
Формализм: строго описан порядок судебного процесса
Символизм: использование символов — цветов, растений и др., символизирующих деяния.
В законах Ману были приведены 7 законных способов приобретения имущества: наследование, получение в дар или находка, покупка (для всех), завоевание (кшатрии), ростовщичество (ремесленники), исполнение работ (ремесленники), получение приношений (для брахманов).
Договорно-обязательственное право:
Договор купли-продажи, займа, найма, дарения, поклажи (перевозки), товарищество (2 и более субъекта вкладываются для достижения цели — современные ЗАО, ОАО). Договор не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком или лицом, не уполномоченным заключать этот договор (рабы, шудры). Также должен заключаться добровольно с согласия двух сторон. Отсюда вытекает, что договор, заключенный с помощью обмана или насилия является недействительным.
Семейно-брачные отношения и наследственное право:
Встречается много противоречий. Доминирующим является патриархальный уклад. Семейное имущество в руках главы семьи — старшего мужчины, имел право наказывать членов семьи и слуг. Положение женщин принижено, они полностью во власти мужчин — отца, мужа или сына. Женщина приспособлена только для рождения детей, не самостоятельна.
Смешанные браки запрещались (кроме брахманов).
Наследовать могли двумя способами: наследство делилось поровну между сыновьями, либо наследовал старший сын. Дочери не наследовали, лишь получали приданое.
Преступления и наказания.
Уголовно-правовые нормы отдельно от других норм не выделялись.
Преступления:
– государственные (мятежи, заговоры и др.)
– против отдельных лиц (убийства, оскорбления и др.)
– против семейных устоев (разговор с чужой женой отдельно от всех и др.)
Наказания по принципу талиона.
Наказание зависело от варн. За оскорбление «дважды рожденного» вайшья платил штраф, шудрам отрезали язык. Однако за кражу брахманов могли наказать сильнее, чем шудр, сложность состояла в том, чтобы факт кражи доказать.
Документом, закрепившим тот факт, что при жизни можно перейти из одной варны в другой, стала Артхашастра.
Она была подготовлена в период правления Маурьев (IV в. до н.э.), после восстания Чандрагупты Маурья. Его внук Ашока принял буддизм, после чего официальной религией Империи Маурьев стал индуизм, сочетание брахманизма и буддизма.
В Артхашастре в основном представлены указания об административном управлении, что же касается имущественного и уголовного права, пользовались законами Ману.
Судебный процесс:
Четкого разделения между гражданским и уголовным процессом не было (как и в других государствах). Дела возбуждались пострадавшими либо их родственниками. Рассмотрение дела носило состязательный характер: стороны должны были убедить суд в своей правоте и представить соответствующие доказательства. При вынесении решений суд придерживался социально-классовой принадлежности сторон. Свидетелями не могли быть дети, женщины, рабы, ненадежные личности. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, против «дважды рожденных» только «дважды рожденные». Если доказательств нет — божий суд (клятва, испытание огнем или водой, если человек выживал — невиновен), также решение могли вынести исходя из варны обвиняемого.
Активно используется розыск преступника.