Арабский Халифат

Возникает в процессе формирования новой мировой религии ислам. Основывается арабскими племенами на Аравийском полуострове в VII веке н.э. В этот период у арабских племен происходит разложение родоплеменных отношений и происходит имущественная и социальная дифференциация.

Главы племен (шейхи) и старейшины (саиды) захватывали оазисы, скот. Появляются рабы и социальные слои. Особенно быстро процесс разложения шел на побережье Красного моря, где были особо крупные города Мекка, Медина. Через эти города проходили торговые караванные пути. В этих городах господствовали богатые купцы. Имущественное расслоение было очень велико. Морали и стыда арабы не знали, занимались постоянным пьянством, азартными играми. Именно поэтому нужна была новая идеология, религия, которую принес Мухаммед. Он провозгласил социальную справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов, запрет алкоголя и др. Мухаммеда изгнали, он пришел в Медину, где стал во главе государства Арабский Халифат. После его смерти правили 4 его последователя халифа.

Периодизация:

1. Дамаский (династия Омейядов 661-750 гг)

2. Багдадский (династия Аббасидов 750-1258 гг)

Далее распад на султанаты, эмираты.

С середины XV века значительные территории стали входить в состав Османской империи.

11.09

Средневековое государство Китая

В III веке н.э. Ханьская династия распалась в результате народных восстаний, что привело к 100-летней смуте. К V веку на севере Китая устанавливается государство династии Цзинь (основатель Сым Янь). Он осуществил ряд реформ:

– большая часть земли объявлена государственной собственностью, а крестьяне (в возрасте 16-60 лет) объявлены податными держателями этой земли, т. е. определенных наделов. Крестьяне получали разные по величине наделы в пользование (мужчины около 4 га, женщины — 2 га). Урожай с наделов могли оставлять себе. Урожай же с податных земель (около 3 га) отправлялся государству.

– чиновники и государственные служащие в зависимости от ранга получали также земельные наделы (160-300 га). Эти земли не облагались налогом, как правило, их отдавали в аренду крестьянам.

В V-VII века была частая смена правящих династий. Поэтому менялась система землепользования. В частности, крестьяне (в возрасте 15-70 лет) получали земли с целевым назначением (например, для посева определенных культур). Земля могла передаваться по наследству или возвращаться государству при достижении 70 лет.

В VIII веке произошло массовое обезземеливание крестьян в связи с появлением крупных землевладений. Это приводило к частым восстаниям и ослаблению государства. Ситуацией воспользовались монголы, и в XIII в. Китай был ими завоеван. Воцарилась монгольская династия Юань. Они собирали дань и налоги, но не покушались на культуру и религию.

В XIV веке монгольское правление ликвидировано национально-освободительным движением, к власти приходит китайская династия Мин (правила с середины XIV до середины XVII века).

В XVII в. приходит Маньчжурская династия, правит до Синьхайской революции 1911 года.

Общественный строй

Как правило, выделяется 3 сословия: благородные люди (светская и духовная знать, аристократия), добрые люди (средние слои, ремесленники, торговцы, свободные зажиточные крестьяне), подлые (бедняки, зависимые крестьяне, рабы). Высшее и среднее сословия — опора власти. Благородные люди должны были изучать труды Конфуция.

Государственный строй

Центральное управление: во главе был император. При нем действовали государственные органы из высших чиновников, как правило, его родственников. Высший орган — Государственный Совет. Высшие чиновники — Левый (старший) и Правый (младший) Канцлеры. Позже их вытесняют евнухи, руководящие ведомствами. Как правило, ведомств было 6, среди них ведомство чинов, ведомство доходов (осуществляло перепись населения, размеры наделов, сбор налогов), ведомство обрядов (идеологическое), военное ведомство, судебное ведомство, цензорское ведомство (контроль над чиновниками и населением).

Местное управление: государство делилось на 10-12 провинций. Провинции на области, области на уезды. В провинции было 3 управляющих органа: административный, военный, надзорно-контрольный во главе с высшими чиновниками. Из центра в провинции направлялись соответствующие уполномоченные для контроля. Имели место общины со старостой во главе. Круговая порука.

Судебная система.

Наиболее стройная система сложилась при династии Мин. Высший судья — император. Большинство дел рассматривалось в уездах, в случае недостаточности доказательств в заседании уезда дело передавалось следственному судье по уголовным делам. Наиболее тяжкие преступления рассматривались в судах областей или провинций — управах (административных, военных и др.) Императорские судебные органы — ведомство наказаний Храм Большой Истины, Центральный следственный уголовный суд. В них решения выносились от имени императора. Он контролировал все решения и мог их отменить. Также был Суд общины во главе со старшиной.

Вооруженные силы.

Принципы организации менялись в зависимости от правящей династии. В VIII веке появляется наемная армия (из числа уйгуров, тюрков и др.). В XI веке проведена реформа, вместо привлечения наемников проводился рекрутский набор, формируется постоянная армия. При династии Мин регулярная армии размещалась по округам и пограничным территориям. За службу давали наделы земли. При императоре была гвардия, она несла службу в столице, из гвардии набирали охрану для императорской семьи.

Право Китая.

Источники: создавались и совершенствовались сборники права. Наиболее значимы были Кодексы императора Тан (VII - начало X).

Право собственности

Основными формами собственности в средневековом Китае были государственная и частная. Особая форма — церковная, буддийские и даосийские монастыри. Как правило, всегда доминировала государственная форма собственности. Коллективная собственность также функционировала — семейная и родовая. Продажа и отчуждение земель жестко ограничивалась.

Семейное право

Семейно-брачные отношения базировались на принципах конфуцианской морали. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи и культу предков. Цель брака — воспроизводство населения, прежде всего мужского. Обычный возраст вступления в брак — 14-15 лет у девушек, 15-16 у мужчин. Брак заключался по соглашению глав семей, часто случались помолвки даже не рожденных детей. Второй брак при жизни первой жены запрещался, но муж мог иметь наложниц. Допускался развод в случае бесплодия жены, непочтения, распутства, болтливости, склонности к воровству. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее больше, чем на 3 месяца, принуждал к аморальности, продавал в рабство.

Уголовное право.

В основе принцип Конфуция. Сочетание моральных норм и жестких правовых. Классификация преступлений основывалась на концепции 10 зол.

1,2,3 зло — преступные посягательства против государства и императора (измена, заговор, мятеж, покушение и др.)

4 зло — преступление против близких родственников, убийство и избиение родителей и др.

5 зло — поведение, противоречащее естественному порядку вещей, преступления с особой жестокостью, колдовство, приготовление ядов, убийство более 3 человек.

6 зло — нарушение особо значимых запретов, кража предметов культа, вещей императора, оплошность при приготовлении пищи и лекарств, оскорбление императора.

7, 8, 9, 10 зло — несоблюдение норм морали. 7 — сыновья непочтительность, неподчинение родителям. 8 — несогласие с близкими родственниками. 9 – преступления между людьми, связанными деловыми отношениями, непочтительность.

В соответствии с принципами легизма — жестокие суровые наказания. За государственные преступления казнили не только виновного, но и его родственников в 3 поколениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: