Древний Китай

1. Возникновение и развитие государства

2. Основные черты права

Первые государственные образования в Древнем Китае возникли в долинах рек Янцзы и Хуанхэ в середине 2 тысячелетия до н.э. в результате разложения родоплеменных отношений, имущественной и социальной дифференциации.

Периодизация:

1. Шан (Инь) (XV – XI вв. до н.э.) По именам правящих династий Шан и Инь

2. Чжоу (XI – III вв. до н.э.)

3. Цинь (Хань) (III в. до н.э. - III в. н.э.)

Общественный строй:

Высшие социальные слои — правящая родовая и имущественная (ростовщики, купцы стремившиеся к власти) аристократия. Основная масса населения — крестьяне и ремесленники, рабы, чье положение было тяжелым, эксплуатировались. Это провоцировало частые восстания против существующей власти.

Государственный строй:

Центральное управление: в первые два периода центральная власть мало отличалась от других государств. Во главе был правитель Ван («сын неба»), опирался на многочисленный чиновничий аппарат, высшие чиновники, возглавлявшие различные ведомства, имевшие свой штат чиновников.

Значительные изменения в центральном и местном управлении произошли в 3 периоде — Цинь-Ханьском в результате реформ Шан-Яна — основоположника легизма.

В результате этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введены на землю новые налоги в зависимости от размеров земельного надела, введено четкое административно-территориальное деление, запрещена кровная месть, введена единая мера весов, перевооружена армия (в том числе военнослужащие разделены на 18 рангов), гражданские чиновники разделены на 20 рангов, в соответствии с рангом они получали жалованье и надел земли.

В центральном управлении появляются новые ведомства: судебное, сельскохозяйственное, обрядов и др.

В местном управлении: в 1 и 2 периоде вся территория делилась на области, они делились на 5 округов, область делилась на 5 округов, округ делился на 5 групп, группа делилась на 5 кланов, клан на 4 деревни, деревня на 5 общин, община на 5 семей.

В 3 периоде деление следующее: низшая единица — община, общины объединялись в волости, волости — в уезды, уезды — в округа или области. Потом области и округа стали называться провинциями, во главе которых стояли губернаторы. Губернаторы делили власть с командующими армиями, которые были расквартированы в этих провинциях.

В городах было самоуправление, во главе — совет старейшин.

Вооруженные силы:

В период Цинь проведена реформа — введена воинская повинность, в армию брали мужчин от 23 до 56 лет. Они проходили годичную подготовку, затем несли гарнизонную службу в течение года, после этого 1 месяц каждого года несли службу в ополчении по месту жительства. Постепенно формируется постоянная армия, которая расквартировывалась в провинциях.

Судебная система:

Существовало специальное судебное ведомство. Его возглавлял высший чиновник тинвей. Судебные дела рассматривались судьями, подчиненными тинвею в провинциях и уездах. Также судебные функции выполняли чиновники — в волостях и городах. Низшим судом была уездная администрация. Если дело в уезде не рассматривалось, его направляли губернатору, если и там дело решить нее могли — отправляли тинвею. Высшая судебная инстанция — император.

Источники права:

Как правило сборники законов готовились императорами в соответствующий период правления династии. Их достаточно много.

Право собственности:

В Древнем Китае шла борьба двух тенденций: тенденция доминирования государственной собственности на землю и доминирования частной собственности на землю. Особенно остро эта борьба проявилась в 3 период в результате реформ Шан-Яна. Свободная продажа купли-продажи земли привела к тому, большая часть крестьян разорилась и стала безземельной. Соответственно, усилилась эксплуатация крестьян в частных владениях, что приводило к восстаниям крестьян. Этот процесс постоянно обострялся. Правители попытались решить этот конфликт путем ограничивания частного крупного землевладения. Так, Лю Бан, основатель династии Хань, освободил часть крестьянских хозяйств от высоких налогов, а позднее император Уди в 119 г. до н.э. ограничил земельные владения крупных собственников и количество рабов и крестьян, работавших в их владениях. Максимальный земельный надел — 138 га, остальное — государству, а потом распределялось между безземельными крестьянами. В 9 г. до н.э. император Ван Ман запретил куплю-продажу земли, она стала государственной, ее стали выделять за службу. Т.о. победила тенденция доминирования государственной собственности на землю.

Договорно-обязательственное право:

Договоры купли-продажи, займа, дарения, найма, аренды земли (очень распространен), личного найма людей и др.

Семейное и наследственное право:

Семья носила ярко выраженный патриархальный характер. Отношения строились на основе идей Конфуция, а именно: семья — первичная ячейка общества, которая функционирует согласно естественным законам. Отсюда — правитель - «отец» народа, который должен о нем заботиться — патерналистское государство.

Брак заключался главами семей жениха и невесты или самим женихом и главой семьи невесты. Были закреплены пределы вступления в брак для мужчин и женщин. Для мужчин — 16-30 лет, для женщин — 14-20 лет. Это пределы терпения богов, гнева предков на своего потомка.

Уголовное право:

Понятие преступления связывалось с проявлением человеком преступной воли, направленной против государства или общества (по Конфуцию). Наказание должно было соответствовать интенсивности проявления преступной воли. Поэтому выделялись организаторы, исполнители и соучастники, организаторы наказывались сильнее.

Известно около 500 видов преступлений, среди которых государственные, религиозные, против личности, против имущества (кражи, грабеж, угон скота, отказ от уплаты налогов, пьянство — вплоть до смертной казни), воинские преступления (неявка к сроку на службу, трусость в бою, дезертирство), против чести и достоинства, против семьи и др.

При Му Ване (период Чжоу): выделено 5 наказаний — клеймо на лицо тушью, отрезание носа - за 1000 видов нарушений, отрезание рук или ног — за 500 видов нарушений, отрезание головы — за 200 видов наказаний.

Конфуций говорил, что жестокие наказания не нужны, они не сокращают преступность, а нужны традиции не нарушать закон.

Не наказывались дети, старики, беременные женщины.

Судебный процесс по аналогии с Индией: уголовный процесс не отделен от гражданского, дело возбуждалось по инициативе потерпевшего или родственников, процесс носил состязательный характер, доказательства — письменные документы и показания свидетелей. Имел место божий суд, пытки.

Древняя Греция.

1. Афинское государство и право.

2. Особенности государственного строя в Спарте.

Говоря о государстве и праве Греции, нужно иметь в виду, что на ее территории в 1 тысячелетии до образования империи Александра Македонского сформировались несколько десятков городов-государств, которые назывались полисы. Среди полисов наиболее значимые и развитые были Афины и Спарта.

Территории Древней Греции — п-ов Пелопоннес, побережья Черного, Средиземного и Эгейского морей. Население: племена, называвшие себя эллинами, греками их называли римляне.

Афины возникли в конце 2 - 1 тысячелетии до н.э. на Пелопонесском полуострове на территории Аттики. Эту территорию населяли 4 племени.

Афины являются классическим примером разложения родоплеменной общины и появления частной собственности на землю, а также образования рабовладельческого государства. Правители – базилевсы, выборные.

Начальным этапом образования Афинского государства считают реформы, проведенные базилевсом Тесеем. Именно он объединил 4 племени, этот процесс называется синойкизм. Становление государства завершилось в VII – VIII вв. Население было разделено на 3 сословия: эвпатриды (высшие, благородные, старейшины, вожди), геоморы (крестьяне), демиурги (ремесленники). Были также метеки (иностранцы, из других племен)

Позже править стали архонты вместо базилевсов.

Ареопаг — орган управления государством.

Реформы Солона.

Став во главе государства, осуществил следующие реформы:

– долговая (было ликвидировано долговое рабство, задолженность бедняком ростовщикам ликвидирована, афиняне, попавшие в рабство за долги — освобождены, проданные в рабство в другие страны — выкуплены)

– земельная (был определен максимальный размер земельных владений, излишки распределялись между безземельными и малоземельными крестьянами, т. е. остановлен процесс обезземеливания крестьян)

– цензовая (ликвидированы наследственные привилегии знати, все население стало делиться не по принадлежности к роду, а по имущественному признаку; выделено 4 разряда граждан, к 1 относились граждане, получавшие со своей земли свыше 500 медимнов (примерно 50 литров) зерна, ко 2 — 500-300 медимнов, к 3 — 300-200 медимнов, к 4 — меньше 200. Исходя из этого граждане наделялись политическими правами: 1 разряд — занимали должности архонтов и другие государственные должности, 1, 2, 3 разряда — ниже стоящие должности, 4 разряд мог участвовать только в Народном собрании. Однако его роль существенно возрастала)

– судебная (создание специального судебного органа, в который могли выбираться все граждане, под названием Гелиэя)

– государственно-административная (создание органа Совет 400, собирался из представителей первых 3 разрядов, по 100 человек из каждого племени)

Дело Солона продолжил Клисфен. В его деятельности выделено 3 направления:

– административно-территориальная реформа (в результате нее вся территория Афинского государства разделена на 10 частей — фил, каждая фила состояла из тритий (городской, сельскохозяйственной и прибрежной), тритии делились на демы)

– государственно-административная реформа (вместо Совета 400 создан Совет 500; от десяти фил по 50 представителей)

– введение процедуры остракизма (в деятельности Народного собрания стала практиковаться особая процедура заслушивания должностных лиц и определения голосованием опасных среди них для государства; если большинством признавался опасным — подвергался наказанию, либо изгнанию и др.)

Народное собрание было ведущим органом государственной власти. Кроме того создан еще один орган — Коллегия 10 стратегов. Как правило, были военачальниками, позднее стали оттеснять архонтов и стали должностными лицами.

Реформы Клисфена нанеси окончательный удар по родовой аристократии и привели Афины к утверждению рабовладельческого государства в форме демократической республики.

Основные органы власти сформировались к V в. до н.э. - в период расцвета государства. Это Народное собрание, Совет 500 и Гелиэя.

Народное собрание

Верховный орган власти. Имели право и были обязаны участвовать все свободные мужчины, достигшие 20 лет. Повестки дня: продовольственные вопросы и др. Полномочия: принимало законы по различным вопросам, избирало должностных лиц и проверяло их деятельность (процедура остракизма), решало вопросы войны и мира, и др.

Участвовали все кроме иностранцев и женщин, мужчин не достигших 20 лет. Не участвовавшие в Народном собрании по каким-либо причинам назывались идиотами.

Совет 500

В основном исполнительный орган. Члены совета избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет. Полномочия: осуществление дипломатических отношений, управление финансами, сбор налогов, контроль пополнения арсеналов и складов, строительства флота, регулирование торговли, контроль деятельности должностных лиц. Важной функцией было обсуждение законопроектов, поступавших на рассмотрение в Народное собрание. Для ведения дел внутри совета создано 10 коллегий по различным направлениям деятельности.

Гелиэя

Судебный орган. Входило 6000 граждан, 600 представителей из каждой филы, выбирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет. В составе было 10 коллегий по 500 судей (+100 запасных). Для того, чтобы предотвратить давление на судей, никто не знал, какую из коллегий призовут на рассмотрение дела. Утверждала законопроекты, принятые Народным собранием, была первой инстанцией и высшим апелляционным судом.

В Афинах существовала система должностных лиц, выбираемых ежегодно по жребию или голосованием после обсуждения каждой кандидатуры. Их было около 700. Всего население — около 30000 человек, рабов — 50000-100000.

Автократор — главнокомандующий.

Судебная система:

Высший суд — гелиэя. Кроме этого коллегия 11 (рассмотрение краж и разбоев), тритейский суд (имущественный), Коллегия 40. Судебные функции выполнял сохранившийся ареопаг (как правило, убийства).

Вооруженные силы:

Формировались на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Возраст призыва определялся Народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выставить отряд тяжело вооруженных и легко вооруженных воинов. В мирное время все мужчины от 18 до 25 лет должны были пройти военное обучение. В IV в. до н.э. появляется наемная армия — признак начала упадка государства. Полицейские функции выполняли рабы (от слова полис - «городовой»).

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту своих интересов и повиновение массы рабов.

По форме правления — рабовладельческая демократическая республика.

Право Афинского государства.

Представляло собой наиболее развитую систему права в Древней Греции. Источниками права являлись правовые обычаи, законодательная деятельность верховных органов власти (писаные законы), а также законодательная деятельность отдельных граждан (как правило, правителей). Среди них Законы Драконта и Законодательство Солона.

Право собственности:

Доминировала частная форма собственности, поэтому право частной собственности достаточно развито, но абсолютного права частных собственников не было.

Договоры купли-продажи, аренды, займа, найма. В Афинах возник вид договора займа под залог — ипотека. Договор товарищества. У ростовщиков ограничен процент — до 20%.

Семейно-брачные отношения:

Заключение брака считалось одной из обязанностей афинян, например, на ряд должностей могли претендовать только женатые мужчины. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семейства невесты. Жена находилась под властью мужа и отца. Развод для мужчин свободен, для женщин нет. Многоженство запрещалось. Приданое. Положение женщин было принижено. Исключение — гетеры.

Уголовное право:

Преступления: государственные (государственная измена – смертная казнь, посягательство на государственный строй, в том числе на демократический и аристократический строй — казнь или преступник мог выбрать себе смерть или совершить самоубийство; например, Сократ выбрал яд), против личности (убийство — казнь), против семейного уклада (прелюбодеяние — казнь, сводничество, изнасилование — штраф), против собственности, религиозные (оскорбление богов, кражи из храма — смертная казнь). За обман народа штраф, конфискация имущества. Взяточничество каралось штрафом или казнью, могли лишить политических прав («бесчестие»)

Судебный процесс:

Дело возбуждалось по инициативе полноправного гражданина (т. е. кроме детей, метеков, рабов). Два вида судебного процесса — dike (дике) (по заявлению потерпевшего или его представителя), второй — graphe (грахе) — по заявлению любого гражданина. По первому процессу заявитель заинтересован в исходе дела, как правило в получении материальной выгоды, во втором же случае истец ничего не получит. В первом случае истец может прекратить дело в любой момент и обязан заплатить судебную пошлину, во втором истец обязан завершить дело и не платит пошлину.

Особенности государственного строя Спарты

Государство возникло в IX в. до н.э. из ряда поселений на территории под названием Лаконика (долина реки Эврот). В последующем государство развивалось за счет завоеваний соседних территорий. Завоеванные народы трудились на землях спартиат в качестве рабов или зависимых людей. Они делились на илотов (по сути рабов, но их нельзя было свободно покупать и продавать) и периэков (зависимых, занимались преимущественно ремеслом в неплодородных горных районах). Спартиатов было 9-10 тысяч, илотов и периэков было намного больше.

Земля принадлежала государству, семьи имели свой надел, но не работали на нем — спартиаты занимались с детства военным делом, а землю обрабатывали илоты. Дети фактически были государственными. Во время обучения военному делу, спартиаты могли нападать на поселения илотов и убивать их.

Организация спартанцев имела черты родового строя и аристократического государства.

Государственный строй:

Рабовладельческое государство, по форме правления — аристократическая республика.

Органы власти:

– Эфорат (представлял собой коллегию из 5 человек, которые избирались народным собранием; функции — контроль над Герусией и должностными лицами, в том числе и над царями, судебные функции; также управлял илотами и периэками)

– Герусия (совет старейшин, состоял из 30 членов — опытных воинов и аристократов не младше 60 лет; сдерживала власть царей и ограничивала демократические устремления народного собрания)

– Народное собрание

– 2 царя (архотеги) (2 династии – Агиады и Еврипонтиды, поскольку 2 племени — дорийское и ахейское, функции военачальников, жрецов и судей; подчинялись Эфорату и Герусии)

Право Спарты:

Господствовали законы Ликурга. По законам запрещалось иметь роскошь, золото, драгоценности, денег много носить было нельзя, воспитывалось презрение к дорогим металлам. Дворцов не было, лишь удобные жилища. Образ жизни — аскетичный. После победы спартиат в Пелопонесской войне и разграбления Афин берет свой отсчет упадок Спартанского государства, воины стали превращаться в привыкших к роскоши и комфорту изнеженных людей.

Государство и право Древнего Рима.

1. Возникновение и развитие государства

2. Особенности римского права.

Государство возникло в 1 тысячелетии до н.э. в долине реки Тибр в центре Апеннинского полуострова. Эту территорию населяли племена — латиняне, этруски и сабины.

Выделяют периоды:

1. Царский (753 г. до н.э. (год основания Рима) — 509 г. до н.э.)

2. Республика (509 — 27 гг. до н.э.)

3. Империя (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

- Принципат (от лат. «главный») (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.)

- Доминат (от лат. «господствующий») (284 — 476 гг. н.э.)

Разделилась в 395 г. на Западную и Восточную Империи, Восточная Империя просуществовала до 1453 г.

Октавиан Август — первый император (принципат).

Диоклетиан — первый император (доминат).

Государственный строй:

Царский период.

Во главе цари — рексы. Царь был главнокомандующим, главным жрецом, верховным судьей. Выбирался Народным собранием, состоявшим из полноправных мужчин. Народное собрание собиралось по куриям (100 пеших воинов), имевшим по 1 голосу в народном собрании. Собрание избирало царя, подтверждало или опровергало решение Сената.

Сенат состоял из старейшин 300 родов 3 племен. Совещательный орган, но пользовался большим влиянием и весом.

Важное значение имели реформы рекса Сервия Туллия. Провел имущественную дифференциацию населения (594 г.). В зависимости от размера земли население поделено на 5 разрядов: 1 разряд — размер земли свыше 20 югеров (1 югер — 0,5 га), 5 разряд — от 5 югер. Все разряды были разделены на центурии. Центуриев 1 разряда было 80; 2, 3, 4 — по 20, 5 — 30, кроме того были самые богатые — всадники — 18 центурий. Также были центурии музыкантов, неимущих и ремесленники. Всего 193 центурии. Самых богатых было 98 центурий, большинство.

Все население делилось на патрициев (представители 3 племен) и плебеев (иностранцы). Они боролись между собой. Все должностные лица были из патрициев, плебеи были лишены политических прав. Они, тем не менее, стремились к власти, и в итоге им это удалось в качестве народных трибун. Получили равные права с патрициями.

Административно-территориальная реформа: разделил территорию на 4 городских округа и 17 сельских.

Республика.

Верховным органом власти стал Сенат и система должностных лиц — магистратур. Также было Народное собрание. По форме правления — аристократическая республика.

Среди должностных лиц: консулы (высшие) — 2, командовали войсками, имели право приговаривать к смертной казни; преторы — замещали консулов и руководили судебной властью и судопроизводством; цензоры — распределяли граждан по территориальным округам и центуриям, а также составляли списки сенаторов; квесторы — ведали финансами; эдилы — наблюдали за общественным порядком, устраивали государственные праздники, зрелища, гладиаторские бои; диктаторы — выбирались в экстренных ситуациях.

Цензоры выбирались на 5 лет, диктаторы на полгода, остальные на 1 год.

Основу армии составляли легионы, состоявшие из центуриев, управлялись военными трибунами. Были элитные легионы преторианцев.

Причины перехода к Империи:

К началу нашей эры начинается упадок Римского государства. Поток рабов ослабевает, рабовладельцы стали к ним более бережно относиться. Они стали использовать новые формы владения рабов: колонат (выделение рабу земли, жилой постройки и орудий труда; раб мог иметь семью и оставлять часть урожая себе) и пекулий (выделение рабу мастерской, мог оставлять себе и продавать часть произведенной продукции). Т.е. Стали формироваться зачатки феодальных отношений.

Братья Гракхи — проведение реформ: продажа зерна гражданам Рима по ценам, установленным Народным собранием, а не по рыночным; аграрный закон, ограничивающий размер земельного участка.

В период Принципата еще существовали республиканские органы Сенат и Народное собрание. Но постепенно императоры стали сосредотачивать в своих руках все ветви власти. Народное собрание перестало собираться, а Сенат превратился в мэрию, занимавшуюся организацией зрелищ.

При императоре появляется совет, вместе они осуществляют правление.

337 г. - император Константин провозгласил христианство государственной религией.

395 г. – разделение империи на Западную и Восточную.

476 г. - падение Западной Империи под ударом германских племен.

Мнение выдающихся юристов (Павел, Гай и др.) приравнивалось к закону, их мнение выслушивалось на суде во время слушания дела.

Особенности Римского права — самостоятельно.

Законы 12 таблиц, Кодекс Юстиниана, Конституция Гая, Эклога

04.04.

Феодальное государство и право франков и Франции.

1. Общая характеристика феодального государства и права в Западной Европе

2. Государство и право франков

3. Сеньориальная монархия во Франции

4. Сословно-представительная монархия во Франции

5. Абсолютная монархия во Франции

6. Феодальное право Франции

В результате закономерного исторического процесса на смену рабовладельческого типа государства и права приходит феодальный. В отличие от рабовладельческого, где основными создателями материальных благ являлись рабы, находившиеся в полной собственности рабовладельцев, при феодализме главной производительной силой были феодально-зависимые крестьяне. Они не являлись собственниками земли, но владели орудиями труда, жилыми домами, сельскохозяйственными постройками. Это создавало большую заинтересованность крестьян в результатах своего труда, чем у рабов. Это делает феодальный строй более прогрессивным по сравнению с рабовладельческим.

Экономической формой реализации феодальной собственности являлась феодальная рента, выражавшаяся в 3 формах:

– отработочная (барщина)

– натуральная (натуральный оброк)

– денежная (денежный оброк)

Исторически феодализм возникал 2 путями:

1. В результате разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах феодальных отношений.

2. В результате разложения родоплеменных отношений (первобытно-общинного строя) и возникновения в их недрах и рабовладельческих, и феодальных укладов с победой феодализма (большинство перешли по этому пути).

При всем многообразии путей возникновения феодализма, содержание этого процесса сводилось к следующему:

– разложение родоплеменных отношений и общественной собственности, выделение из них частной собственности (в основном на землю), которая переходит как правило к светской и духовной власти, возникает класс феодалов

– свободные крестьяне-общинники и несвободные земледельцы, оставшиеся от рабовладельческого общества (колоны), превращаются в класс феодально-зависимых крестьян, лишенных прав собственности на землю.

Типичной формой феодального государства являлась монархия, но в ряде городов были республиканские формы, например, на территории нашего государства, в Новгороде, Пскове (Вече), за рубежом — в Венеции, Генуе, Флоренции (на обломках Западной Римской Империи).

По своей сущности феодальное государство являлось политической организацией класса феодалов, через которую они осуществляли свою диктатуру.

Феодальное право по своей сути представляло собой возведенную в закон волю и интересы феодалов. Оно юридически оформляло и урегулировало монопольное право собственности феодалов на землю и неполную собственность на зависимых крестьян.

Феодальное право — это право привилегий, которое закрепляло неравенство сословий. Оно наделяло правами членов общества в соответствии с тем местом, которое они занимали в феодальной иерархии. Крестьяне были вне этой иерархии, соответственно для каждого сословия был свой суд, для крестьян — суд господина.

Не было деления на отрасли права. Оно делилось на:

– ленное (регулировало отношение между самими феодалами)

– церковное (между священнослужителями, а также отношения, касающиеся мирян, по поводу соблюдения религиозных догм)

– городское (регулировало отношения свободных горожан)

– домениальное (от слова «домен» - владение) (регулировало права феодалов в своих владениях)

Характерными чертами права являлись партикуляризм и казуистичность. Т.е. право не распространялось на все население и всю территорию, а в каждом владении действовали свои законы (кроме Англии!), отсутствовали общие термины.

Общая характеристика (Шекспир, «Ричард III»): Кулак нам совесть, и закон наш — меч!

Периоды феодального государства и права в Западной Европе:

1. Раннефеодальное (V-IX вв)

2. Период феодальной раздробленности (кроме Англии) (X-XIII вв)

3. Централизованные государства в форме сословно-представительных монархий (XIII-XV вв)

4. Феодальные государства в форме абсолютных монархий (XVI-XVIII вв)

Государство и право Франков

В результате успешных войн в Галлии к V веку возникло королевство на территории от среднего течения Рейна до Пиренейскиих гор. Основатель и первый король — Хлодвиг, военный вождь германских племен.

История государства Франков делится на 2 периода:

– династия Меровингов (V — VII вв)

– династия Каролингов (середина VII — середина X вв)

843 г. - внуки Карла Великого подписали в Вердене договор о разделе территории на 3 части: Восточно-Франкское (Германия), Западно-Франкское (Франция), Средне-Франкское (Люксембург, Лотарингия, Эльзас, переходили много раз разным государствам) государства.

Общественный строй:

Первоначально — свободные франки-общинники, во главе стояла служилая знать (дружинники, окружение Хлодвига), также были оставшиеся после Римской Империи колоны (их назвали литы, полусвободные).

Во главе государства — король, при нем действовал совет и система должностных лиц. В число наиболее важных входили майордом (2 лицо после короля, главный помощник и советник короля, руководил всеми остальными должностными лицами; часто оставляли эту должность вакантной, т. к. Карл Мартелл, будучи майордомом, прервал целую династию и основал новую), пфальцграф (возглавлял дворцовый суд), тезаурарий (ведал казной), маршал (командовал сначала конницей, затем всем войском), архикапеллан (высшее духовное лицо, сейчас капелланы — военные священники в армии США)

Местное управление:

Вся территория делилась на округа, округом управлял граф — должностное лицо. Первые графы назначались королем. Позже несколько графств стали объединяться в герцогства, должностное лицо — герцог. Со временем эти должности стали передаваться по наследству и стали почетными титулами. Затем появляются бароны, виконты и шевалье.

Графства делились на сотни, первоначально во главе сотен стояли выборные лица, позднее их стали возглавлять чиновники. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община.

Судебная система:

Высшая судебная власть принадлежала монарху, он осуществлял ее совместно с представителями знати, которые входили в королевский совет. Они рассматривали наиболее важные и сложные случаи. Подавляющая часть дел рассматривалась в судах сотен, по созыву графа собирался совет, который выбирал судей (рахинбургов) и председателя суда (тунгина).

Вооруженные силы:

Первоначально была королевская дружина, все свободные франки были воинами, в случае войны собиралось ополчение. Ежегодно король собирал военные смотры народного ополчения, они назывались Мартовские поля (в марте). Потом основной вооруженной силой стали феодалы-рыцари. Герцог (граф) был обязан привести с собой дружину, собранную с сотен. Основная ударная сила — конница.

В конечном итоге государство Франков стало колыбелью средневековых феодальных государств Западной Европы.

Право Франков

Главным источником права являлась Салическая Правда (от названия салического племени). Это сборник правовых обычаев, подготовлена при Хлодвиге.

Право собственности

Определялись следующие формы феодальной собственности:

– аллод (форма земельной собственности; отчуждаемые, переходящие по наследству землевладения свободных франков)

– бенефиций (введен Мартеллом вместо аллода; многие земли были им конфискованы, частично конфискованы земли церкви, из этого земельного фонда сторонники Мартелла получали эти земли, но на новых условиях; это земельный надел, передаваемый в пожизненное условное держание, он не передавался в наследство и давался на тех условиях, что феодал даст королю клятву и по его первому призыву явится к нему со своим войском; отказ от службы или измена вели к конфискации земельного участка); т. е. произошло сплочение феодалов вокруг короля и усиление его власти. В этот период формируются вассально-сеньориальные отношения. Имея мелкие земельные участки, простые франки для того, чтобы защититься от набегов соседей, вынуждены были обращаться за покровительством к светским или духовным феодалам на каких-либо условиях. Эти отношения назывались отношения коммендации (договор простого франка с церковью) и прекария (договор простого франка с более крупным феодалом). Часто условия простыми франками не выполнялись, тогда их земли прикреплялись к землям сюзерена, а сами они становились зависимыми крестьянами

– феод (форма собственности на землю, которая пришла на смену бенефицию; передавалась по наследству по женской и мужской линии; феодалы пользовались в этих владениях всей полнотой судебной, административной и полицейской власти)

Принцип майората — наследство старшему сыну;

Сеньориальная монархия во Франции (9-13вв)

Франция возникла после распада государства Франков, с падением династии Каролингов. Это не внесло значительных изменений в государственный и общественный строй. В этот период практически завершен захват феодалами земель крестьян, она становится монопольной собственностью феодалов. Во владениях крестьян — парцеллы, участки, данные им в пользование феодалами.

Формы зависимости крестьян:

– сервы (в личной наследственной зависимости от господина; выплачивали подати, отрабатывали барщину и оброки)

– вилланы (могли передать или продать свою парцеллу другому лицу после выполнения всех повинностей перед феодалом)

В целом хозяйство феодалов носило натуральный характер.

Государственный строй

Первым королем был избран граф Гуго Капет из династии Капетингов. Власть Капетингов была слабой, феодалами почти игнорировалась; они получали максимум власти на своих владениях благодаря иммунитетным грамотам. Многие крупные феодалы считали себя равными королю (они назывались пэры).

По призыву короля к нему прибывали только феодалы с его владений, а Бургундские, Аквитанские и другие игнорировали.

Главной особенностью сеньориальной монархии являлось то, что политическая власть в ней разделялась между королем и другими феодалами различного уровня, связанными между собой сеньориально-вассальными отношениями. Именно в этот период Франция переживала раздробленность.

Королевская власть представляла собой следующую систему: при короле был совет из высших светских и духовных феодалов; во главе королевской администрации стоял чиновник сенешаль; были королевский казначей и канцлер; сохраняется должность маршала, как помощника коннетабля, командующего армией.

Местное управление

Герцогства, графства, часто не подчинявшиеся королю. Королевские земли делились на превотании (округа), во главе которых были прево.

Судебная система

Суд равных: ленное право регулировало отношения между феодалами с равными титулами. Высший суд — королевский. Большими полномочиями обладала церковь.

Вооруженные силы

Основа — отряд феодалов-рыцарей.

Важное значение для преодоления раздробленности и усиления королевской власти, превращения Франции в сословно-представительную монархию имели реформы Людовика IX (XIII век):

– создание отрядов городской милиции из числа наемников. В результате король стал меньше зависеть от ополчения феодалов

– запрет частных войн между феодалами во владениях короля. На всей остальной территории вводилось правило 40 дней: за эти 40 дней феодалы должны были решить споры в королевском суде

– создаются новые центральные органы власти: малый королевский совет из наиболее приближенных; все финансы передаются счетной палате; 1260 г. - специальный высший судебный орган Парламент (в него входили выпускники юридического факультета);

– введена единая валюта — монета экю д’ор

Сословно-представительная монархия во Франции

Важнейшими факторами перехода явились:

– резкий рост городов в XIV-XV веках, активизировалась торговля, изменилась форма эксплуатации крестьян (исчезают сервы, в основном крестьяне свободные), крестьяне стали выплачивать ценз (денежный оброк), поэтому их стали называть цензитарии;

– в XIV-XV веках завершился процесс консолидации сословий: первое — духовенство (примерно 130 тысяч человек; владели 5 частью всех земель Франции), второе — светские феодалы (дворяне; около 400 тысяч, владели 3/5 всех земель; 1/5 земель оставалась у короля), третье — свободное городское население (около 14,5 миллионов; всего население Франции около 15 миллионов)

1302 год - Филипп IV Красивый созвал первое сословно-представительное собрание, получившее название Генеральные Штаты. Туда вошли высшее духовенство, крупные светские феодалы, также были выборные представители от округов и городов. 1/7 всех представителей были выпускниками юридического факультета. Полномочия штатов: критиковали действия королевских чиновников, давали королю на рассмотрения законопроекты. Наибольший авторитет Штаты получили, когда спасли короля из плена англичан во время Столетней войны.

Центральное управление

Во главе — король; при короле королевский совет (светские и духовные феодалы, юристы); также тайный совет (узкий круг доверительных лиц); во главе канцелярии — канцлер.

Местное управление

Вместо прево и бальев (во главе бальяжей) появились должностные лица лейтенанты, которыми управлял генерал-лейтенант. Позже округи стали называться провинции, города стали делиться на коммуны.

Вооруженные силы

Создается наемная армия из числа немцев, шотландцев, которая становится регулярной, на снабжении государства, расквартирована на всей территории Франции для подавления мятежей.

Судебная система

Парламент получил полномочия регистрировать королевские указы. Если он находил несоответствия, сомнения в указах короля, он мог заявить возражение (ремонстрацию). Чтобы преодолеть возражение, король должен был лично прибыть на заседание Парламента.

Абсолютная монархия

Важнейшими факторами перехода явились изменения в сословиях:

– духовенство: противоречия между высшим, средним и низшим духовенством

– дворяне: резко усилился процесс обеднения большей части среднего слоя, в сословие дворян стали ходить представители нарождавшейся буржуазии — купцы, нотариусы и др., за деньги покупавшие титул (дворяне мантии; потомственные дворяне — дворяне шпаги)

– третье сословие: усилилось расслоение между богатыми горожанами, ремесленниками и крестьянами

Верхушки всех 3 сословий чтобы противостоять низшим слоям этих сословий искали защиты у короля и усиливали его власть. К XVII веку во Франции королевская власть стала абсолютной. Король сосредоточил в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти. Парламент утратил свои функции ремонстрации, Генеральные Штаты перестали собирать (последний раз в 1614 году, до 1789 не собирались)

Государственный строй

Полномочия сохранил канцлер; новые должности государственных секретарей, возглавлявших отдельные различные ведомства — финансовое, внутренних дел, морское и др. Наибольшего могущества королевская власть достигла при правлении Людовика XIV

В провинциях власть переходит к комиссарам, позже — интендантам.

Правители городов — мэры, назначались королем, в том числе за плату (покупная должность).

Судебная система

Усиливается централизация, но во владениях феодалов судебная власть еще сохраняется

Вооруженные силы

Людовик XIV отказывается от наемников, а вербует воинов из 3 сословия. Усиливается количественно и качественно полиция — действуют группы во главе с сержантами в своих кварталах.

Однако уже нарастали противоречия и возникали предпосылки буржуазной революции.

Право Франции

Источники: сборники правовых обычаев; единого права не было. Южная часть пользовалась Римским правом, другие использовали свои сборники, они назывались кутюмы. Попытки объединить законы для всей территории были предприняты Людовиком IX Святым. Его реформы привели к становлению абсолютной монархии. В период абсолютной монархии при Людовике XIV значительное влияние имели указы короля, однако общее право так и не было создано.

Право собственности: феоды

Договоры купли-продажи, займа (в том числе ипотека), найма, товарищества, аренды, дарения

Семейные отношения регулировались церковным правом. Церковь добилась обязательности заключения брака в церкви (записи в церковных книгах). Возраст вступления в брак для женщин от 12, мужчинам от 13 лет. Сервы не могли вступать в брак без согласия феодала. Право первой брачной ночи. Развод не допускался, но формально феодалы обходили этот запрет.

Уголовное право носило карательный характер, феодалы вершили свой суд по отношению к зависимым; между равными феодалами споры решались либо в суде равных, либо в войнах и рыцарских поединках; крестьянам — смертная казнь, каторга, штрафы.

Преступления:

– государственные (заговор, разглашение тайны, бунт — смертная казнь + конфискация имущества и др.; фальшивомонетничество)

– религиозные (критика католической церкви и ее догматов, несогласие, выдвижение новых идей, колдовство — сожжение)

– против личности (убийство в ночное время — казнь и конфискация имущества)

– против имущества (кража, поджог — повешение и конфискация имущества)

– против чести и достоинства и др. (изнасилование — смертная казнь и конфискация имущества)

23.05.13

Основные черты права Франции: партикуляризм, казуистичность.

Судебный процесс: основной принцип феодальной юстиции — каждый подлежит суду равных. Споры между феодалами решаются судом феодалов. Для горожан — римское право. Крестьян судил их феодал.

Суды носили состязательный характер. Истцы и ответчики сами доказывали свою правоту. Преступника нельзя было приговорить к казни, пока его преступление не доказано. Потерпевшие могли подать апелляцию. Формируется и доминирует следственный тип процесса: судебные органы сами возбуждают дело и собирают доказательства (применяя также пытки, доминировала презумпция виновности обвиняемого)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: