Познание и практика
Значение практики для познавательного процесса, для
выработки и развития научного и других форм знания под-
черкивали многие философы разных ориентации. Следует
прежде всего отметить, что понятие «практика» выража-
лось через достаточно широкий спектр терминов.
Основные функции практики в прогрессе познания
1. Практика является источником познания потому, что
все знания вызваны к жизни главным образом ее потребно-
стями. 2. Практика выступает как основа познания, его движу-
щая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы,
ступени познания от его начала и до его конца.
3. Практика является опосредованно целью познания, ибо
оно осуществляется не ради простого любопытства, а для
того, чтобы направить и соответствующим образом, в тон или
иной мере, регулировать деятельность людей.. Практика представляет собой решающий критерий
истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуж-
дений
4. Многообразие форм знания
и познавательной деятельности
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им
различнгаятгспособами, среди которых можно выделить два
основных. Первый (генетически исходный) —материаль-
но-технический — производство средств к жизни, труд,
практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках кото-
рого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь
одно из многих других.
Классификация (типология) форм знания и по сей день
остается сложной и во многом дискуссионной проблемой
для разных философских направлений.
Важную роль, особенно на начальном этапе истории че-
ловечества, играло мифологическое познание. Его специфи-
ка в том, что оно представляет собой фантастическое отра-
жение реальности, является бессознательно-художествен-
ной переработкой природы и общества народной фантазией.
Уже в рамках мифологии зарождается художественно-
образная форма познания, которая в дальнейшем получила
наиболее развитое выражение в искусстве.
Заблуждение - знание, пс соответствующее своему
предмету, не совпадающее с тт. Заблуждение, будучи не-
адекватной формой знания, главным своим источником
имеет ограниченность, неразвитость или ущербность обще-
ственно-исторической практики и самого познания.
Заблуждения многообразны по своим формам. Следует,
например, различать заблуждения научные и ненаучные,
эмпирические и теоретические, религиозные и философские
и т. д.
Истина есть прогресс, а не некий одноразовый акт по-
стижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для
характеристики объективной истины как процесса применя-
ются категории абсолютного (выражающей устойчивое, не-
изменное в явлениях) и относительного (
Абсолютная и относительная ис-
тины — это два необходимых момента одной и той же объ-
ективной истины, любого истинного знания.
ине) понимается, во-первых, как полное, исчерпываю-
щее знание о действительности и целом — гносеологический
идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание
все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент
знаний, который не может быть никогда опровергнут в бу-
дущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это
так называемые вечные истины, знания об отдельных сторо-
нах предметов.
Относительная истина (точнее, относительное в объек-
тивной истине) выражает изменчивость каждого истинного
знания, его углубл ι те, уточнение по мере развития практики
и познания.
торический, диалек-
тический характер. Л это значит, что критерий практики
одновременно определен и неопределен, абсолютен и отно-
сителен.
В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо
единство теории и практики, которое есть коренной прин-
цип философской гносеологии.