Экскурс 7.2

Эксперимент в научных целях

Экскурс 7.1.

Планирование эксперимента в практических целях

Эксперименты в практических целях на пересечении кругов «экспериментальные модели» и «психологическая реальность» (схема из Главы 1)

Основная цель: прямой перенос установленного экспериментального эффекта в сферу практической деятельности, изменения реальных ситуаций и пр.

Исследования влияния рекламы на успешность продажи пива новой марки

Задача: ответ на вопрос, как лучше организовать рекламу?

Три варианта условий: 1) постоянная реклама, 2) отсутствие рекламы, 3) переменная реклама (чередование)

Три эквивалентных населенных пункта (по численности населения, экономическому уровню, климату и пр.) – на каждый реклама одного типа

НП: фактор рекламы

Эксперименты в практических целях часто проводятся в реальных условиях (в полевых условиях). Подобные полевые исследования могут называться экспериментальными только при соблюдении всех трех правил причинного вывода

Контроль условий в экспериментах с практическими целями – это обычно не изоляция смешивающихся (с управляемым фактором) переменных. Влияние побочных факторов должно быть эквивалентным

Проверка гипотез, являющихся следствиями тех или иных теоретических положений

Эксперименты в научных целях на пересечении кругов «мир теорий» и «экспериментальные модели»

Отличие эксперимента как гипотетико-дедуктивного метода: возможность получения результата, опровергающего гипотезу, доказательство от противного; обоснование соответствия НП и фиксируемых показателей тем или иным гипотетическим конструктам, содержательно раскрывающим понимание того или иного процесса, механизма и пр.

Отличие эксперимента в научных целях – условия его проведения, обычно – реализация принципа изолированных условий => проведение в лаборатории, где возможна операционализация единичных переменных (для проверки точных гипотез)

Очищений условий в эксперименте

Разведение и операционализация теоретических понятий дают психологам воссоздавать – реконструировать – закономерности, характеризующие ту или иную психическую реальность

Эксперименты, проводимые в научных целях позволяют решать и практические задачи

Автор: Э. Лофтус

Тип эксперимента: искусственный, в научных целях; межгрупповое сравнение

Управление НП на основе использования ЭМ, репрезентирующей одну из закономерностей организации автобиографической памяти человека

Без выделения единичных НП

Исследования пути возникновения «имплантированных воспоминаний»

Нет задаваемых экспериментатором стимулов. Актуализация изучаемого базисного процесса за счет специальной процедурной организации условий

Выборка: 46 студентов Вашингтонского университета

Активный уровень НП: «контрфактологическое воображение» (склонность переструктурировать в воспоминаниях свое прошлое, повышение субъективного ощущения достоверности воспоминаний при акте воображения)

Контрольное условие: отсутствие воображения по отношению к событиям, оцененным испытуемыми по шкале «уверенности, что такое происходило со мной в детстве»

Инструкция: подробно описать событие (реальное и нереальное), сами события назывались в пунктах опросника (40 шт), где надо было отметить по 8-балльной шкале степень уверенности, что такое происходило

Три этапа процедуры исследования:

1) оценка субъективной уверенности => два класса событий: скорее всего достоверные (5 – 8 баллов) и скорее всего недостоверные (1 – 4 балла)

2) через две недели, нужно представить некоторые из событий, как достоверных, так и нет. В случае недостоверных событий необходимо описать со всеми деталями, подробностями и эмоциями (у контрольной группы этого этапа не было)

3) все испытуемые заполняют опросник заново

Экспериментальная гипотеза: возрастание вероятности воспоминаний в результате конфронтологического воображения

Конкурирующая гипотеза: 1) повторение упоминания событий повышает веру в них по сравнению с неповторявшимися, 2) Лофтус: «гипотеза переинтерпретации» - при повторном событии они как бы приспосабливаются к другому, более широкому опыту прошлого

Результаты: группа достоверных – 76% событий; рассказы для 112 вымышленных и для 119 реальных событий; изменение оценок для 34% достоверных и для 25% недостоверных событий – в экспериментальной группе, а в контрольной группе совсем другие показатели (например, про разбитое окно +12%)

=> возможны уточнения гипотезы, но расширение поля обсуждаемых объяснений не меняет сути ЭГ, которая используется для задания экспериментального фактора

Обобщение в два этапа(перенос данных на всех людей):

1) от результатов эксперимента – к оценке возможности согласиться с предложенной психологической гипотезой (или отвергнуть ее как не соответствующую эмпирии)

2) от теоретической модели перейти к обобщениям, распространяемым на всех людей

В экспериментах с практическими целями другой путь обобщения – от оценивания соответствия условий эксперимента тем реальным условиям, в которых действует изучаемая закономерность, к распространению этих результатов за его пределы (ограниченные)

Мир теории опосредует обобщения на мир психологической реальности

Существенное основание снятия ограничений переноса результатов за пределы эксперимента – это оценка валидности эксперимента

7.2. Формальное планирование и оценка валидности как условия установления экспериментального эффекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: