Никео-Цареградский Символ веры

Текст Символа веры после Первого Вселенского Собора:

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И в Духа Святаго.

Окончательному формированию текста Символа веры было посвящено 5-е правило Собора.

На рассмотрение делегатов было предложено утверждённое на Римском Соборе в 369 году исповедание веры, которое папа Дамасий I прислал епископу Антиохийскому Павлину. Обсудив текст этого исповедания, Собор, единодушно утвердил апостольское учение о том, что Дух Святой есть не служебное существо, но «Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый».

До восьмого члена, то есть до изложения учения о Святом Духе, символ Второго Вселенского собора представляет собою Никейский символ, изменённый и дополненный Собором для опровержения ересей, которые вызвали необходимость созыва Второго Вселенского собора. В Символе, принятом Первым Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, потому что духоборческой ереси тогда ещё не было.

В учении о Боге Отце в Никейском символе Собор после слова «Творца» ввел слова «небу и земли». В учении о Сыне Божьем были заменены после «рожденного от Отца» слова «из сущности Отца, Бога от Бога» словами «прежде всех веков». При наличии в символе слов «Бога истинна от Бога истинна» выражение «Бога от Бога» являлось в некотором роде повторением, которое было исключено из текста. При этом опустили выражение «на небе и на земле», идущее за словами «Имже вся быша».

В учение о Сыне Божием, содержащееся в первоначальном Символе, Собором вставлены некоторые слова (выделены жирным шрифтом), яснее выражающие православное учение о физическом естестве Богочеловека. Эти уточнения были направлены против некоторых ересей:

«…нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечшася, распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребенна и воскресшаго в третий день по писанием, и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца и паки грядущаго со славою судити живым и мёртвым, Егоже царствию не будет конца».

Деятельность Второго Вселенского собора, не была направлена на отмену или изменение по существу первоначального Никейского Символа, но лишь на более полное и определённое раскрытие содержавшегося в нём учения.

Никейский Символ оканчивался словами «и в Духа Святаго». Второй Вселенский Собор дополнил его, присоединив к нему учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мёртвых и о жизни будущего века. Изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание 8, 9, 10, 11, и 12 членов Никео-Цареградского Символа веры.

Память Отцов II Вселенского Собора празднуется Церковью 22 мая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: