а) простая (единичная) или случайная форма стоимости;
б) развернутая или полная;
в) всеобщая форма стоимости;
г) денежная форма стоимости.
1. Простая (случайная) форма стоимости. «Простая» - потому что для нее характерен прямой контакт между 2мя хоз-щими субъектами.
«случайная» - потому что обмен не имеет стабильного характера. Каждый из участников обмена одновременно выступает:
а) в роли продавца, так как предлагает свой товар для обмена;
б) в роли покупателя, так как стремится получить чужой продукт
Т.о., при простом или случайном обмене товар одного рода (А) непосредственно обменивается на товар другого рода (Б). Формула случайного или простого обмена выглядит так: хА = уБ.
Товар А выполняет актив.роль, находит для себя эк.зеркало в виде товара Б, узнает свою стоимость, выраженную в кол-ве получаемого в замен товара Б. Получается, что в таком обмене товар Б выполняет лишь рользеркала для товара А, или товара-эквивалента.Товар- эквивалент через свою стоимость выражает альтернативную стоимость товара А, или «товарную цену».
Это и есть первый шаг к зарождению денег.
2. Развернутая форма стоимости. При развер.форме стоимости предметом обмена выступает множ-во товаров. Обмен товарами приобретает регулярный хар-р. Полная, или развернутая, форма стоимости приобретает вид:
хА = уБ = с В = пД..., и т. д.
Мала вероятность того, что потребности покупателя-продавца и продавца-покупателя будут совпадать.
3. Всеобщая товарная форма стоимости. Стал выделяться товар особого рода, за к-рым признавалась роль универсал.посредника.
Выделение его из товарн.мира, приступившего к выполнению ф-ции универсал.посредника (всеобщего эквивалента), означало, что в сфере обмена закрепилась всеобщая форма стоимости: хА уБ сВ … лФ = пД.
Всеобщий товар-эквивалент, или товарные деньги, оказываются в центре товарного мира (см. рис. 8.2, в). Теперь каждый товаропроизводитель охотно обменивает свой товар на всеобщий эквивалент.
Деньги - товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
4. Денежная форма стоимости.
У всеобщей товарной формы стоимости есть существенный недостаток: товар- эквивалент выполняет роль денег, но непостоянно. Но вот этого недостатка уже лишена денежная форма стоимости. По внешнему виду формула, отражающая денежную форму стоимости, принципиально не отличается от всеобщей товарной формы стоимости. Но принципиальное отличие все же есть - некий товар Д выполняет роль всеобщего эквивалента постоянно: хА уБ сВ … лФ = пД (constant).
Сущность денег обнаруживается через те функции, которые они призваны выполнять. Пять функций денег: а) техническую - функцию меры стоимости; б) основные функции - средство обращения, средство платежа и средство накопления (сбережения); в) комбинированную - функцию мировых денег.
Мера стоимости. Выполняя данную функцию, деньги соизмеряют стоимость товаров. Формула соизмерения стоимости товара посредством золотых денег выглядит так: хА = у(золото).
Цена - стоимость товара, выраженная в деньгах. Ф-цию меры стоимости выполняют полноценные деньги. Это означает, что в роли денег выступает товар, обладающий стоимостью.Ф-цию меры стоимости выполняют идеальные деньги. Это означает, что при определении цены не требуется физически сопоставлять массу товара и массу золотых денег. Этот процесс осуществляется условно, т. е. мысленно. В итоге функцию меры
Масштаб цен. В сфере обмена обычно циркулируют товары с разными ценами. Масштаб цен - фиксированный вес денежного металла, принятый в опред.стране в кач-ве единицы измерения.
Средство обращения. Деньги помогают освободиться от своего товара (Т1) и купить чужой товар (Т2). Так определяется простая формула денежного обращения: Т1 — Д — Т2, а также функция денег как средства обращения.
Выпуск бумажных денег должен ограничиваться тем количеством золота, которое вытеснено из обращения.
Средство платежа. Достаточно часто хоз-щие субъекты сталкиваются с необх-тью: а) отдать в долг свой товар, с расчетом получить позже причитающуюся денеж.сумму; б) взять в долг необходимые товары, с обязательством погасить задолженность денеж. средствами.
Так между хоз-щими субъектами возникают кредитные отношения (коммерческий кредит), или отношения доверия. Необходимость в кредитных отношениях м.б. обусловлена разными причинами, например, сезонным характером производства и т. д.
Возникновение кредитных денег. Обычно кредитные отношения оформляются документально в соответствии с действующим в стране законодательством, нормами торговли. Так что, отдавая на нек-рое время в долг свой товар, кредитор предпочитает получить от должника расписку (вексель), или долговое обязат-во (ДО). В итоге формула товарно-денежного обращения (Т1 - Д - - Т2) имеет вид: Т1 - ДО - Т2.
Так мы обнаруживаем, что при использовании долговых расписок (векселей) в качестве средства платежа появляются деньги особого рода - кредитные деньги.
Средство накопления (сокровищ). В усл-ях товар.пр-ва за деньги м.получить любое эк.благо. Запас денег открывает перспективу стабильно наращивать капитал предприятия, развивать производство. Кроме того, деньги выступают как символ достатка, богатства и власти.
Возможность накопления денег вытекает из раздвоения товарно-денежного обращения (Т - Д - Т) на 2 акта. Так, сегодня м.товар продать (Т - Д), но при этом временно воздержаться от покупки др.товара (Д - Т). В итоге деньги на нек-рое время выпадают из оборота.
Необходимость накопления денег связана с условиями эк.жизни.
Т.о., деньги, выступая в кач-ве средства сбережения, расширяют возмож-ти хоз-щего субъекта для принятия оптимальных решений.
Вывод: чем точнее и корректнее деньги страны выполняют свои ф-ции, тем выше их надежность и устойчивость, тем ярче выражается природа самих денег.
Основные виды современных денег.
· деньги, обладающие стоимостью - полноценные деньги;
· деньги, не имеющие значительной стоимости - неполноценные деньги.
· Бумажные деньги - своеобразная денежная расписка, выданная гос-вом, есть декретные или договорные деньги.
· Кредитные деньги -долговые обязат-ва круп.хоз-щих субъектов или частн.лиц, способные обслуживать расчеты и текущие платежи.
· Безналичные деньги - условная запись, представленная в виде док.подтверждения права обладания определ.суммой денежных средств, к-рые м.б. выданы собственнику по его требованию.
· Денежные средства, отраженные на электронных компьютерных счетах, есть электронные деньги.
Количество денег, необходимых для обращения.
Формула расчета кол-ва денег, необходимых для обращения, имеет вид:
М — кол-во денег, необходимых для обращения;
Р — цены на экономические блага;
Q — масса обращающихся товаров;
К — товары, проданные в кредит;
D1 — сумма товаров, ранее проданных в кредит, срок оплаты которых наступил;
D2 - сумма взаимопогашающихся платежей;
V — скорость оборота денег.
Кол-во денег, необх-мых для обращения прямо пропорц-но сумме товарн.цен и обратно пропорц-ьно скорости обращения денег.
Что касается скорости оборота денег (V), то здесь складывается обратная зависимость. Чем выше скорость движения денег, тем меньший объем денег требуется для обслуживания актов купли-продажи.
Глава 9. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ
В ЭТ рынок выступает как особая эк.категория, со своим весьма непростым содержанием:
1. Рынок - упорядоченный обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения.
2. Рынок - особый эк.порядок регулярного обмена продуктами.
3. Рынок –совокуп-ть эк.отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу обмена товаров в рамках нац.пр-ва.
4. Рынок - механизм возмещения израсходованных эк.ресурсов с учетом степени удовлетворения потребностей покупателей.
Общие условия становления рынка:
1. обществ.разделение труда и экономическое обособление;
2. частн.с-ть.
Т.о., рынок как цивилизованная форма обмена исторически был сформирован в процессе эволюции товарного производства, приобретения им всеобщего характера и становления денежного хозяйства.
Натуральное хозяйство | Безденежное хозяйство |
| |
Случайный обмен | Случайный обмен | ||
Продуктообмен Товарное производство Всеобщее товарное производство | Денежное хозяйство Металлическая система Кредитно- бумажная система | Рынок Единое рыночное пространство Рыночная экономика Современные модели |
Функции рынка.
а) установление пропорций обмена, или рыночных цен;
б) формирование структуры нац.пр-ва с учетом потребностей;
в) стимулирование хоз-щих субъектов, их ориентация на обеспечение макс.эффекта;
г) селекция хоз-щих субъектов, т. е. непрерывный отбор наиболее перспективных экономических клеток;
д) распределение ресурсов между отраслями и видами производств под воздействием платежеспособного спроса;
е) установление контактов между хоз-щими субъектами, их информацион.обеспечение, формирование «культурн.сети» отношений.
Структура рынка есть порядок сочетания исходных элементов с учетом их значимости в рыночных отношениях:
а) внутренний и внешний рынок, а также региональный рынок;
б) равновесный, дефицитный или избыточный рынок;
в) неразвитый, развитый и деформирований рынок;
г) свободный и монополизированный рынок;
д) легальный и нелегальный рынок;
е) национальный, отраслевой и продуктовый рынок;
ж) «рынок продавца» и «рынок покупателя», рынок факторов производства и потребительских товаров.
В качестве объекта рынка выступает все то, на что направлен экономический интерес субъектов хозяйственной деятельности. Среди объектов рынка выделяются: 1) экономические ресурсы; 2) предметы потребления. В первом случае мы выделяем рынок экономических ресурсов, а во втором - рынок предметов потребления.
Субъектами рынка выступают те лица, организации, к-рые явл-ся носителями рыночных отношений и в своей деят-ти руководствуются эк.интересами.
Покупателями выступают физ.лица, домаш.хоз-во (семья), хоз-щие субъекты (предприятия, организации), а также гос-во в лице соответствующих органов управления. Продавцами товаров выступают производители, или торговые посредники.
Кругооборот. С учетом наличия на рынке полюса товаров и денег, объектов и субъектов, покупателя и продавца, а также выделения рынка факторов производства и предметов потребления формируется кругооборот товаров, ресурсов и денег.
1. Идея взаимосвязи хоз-щих субъектов (Принцип возмездности сводится к тому, что, после того как товар продан, у поставщика появляется возможность возместить израсходованные ресурсы, приобрести другие товары. В итоге движение товара в одну сторону обязательно дополняется движением товара в другую сторону. Только удовлетворив чужую потребность, предприниматель получает возможность удовлетворить собственные потребности);
2. Идея эквивалент-ти обмена (Принцип эквивалентности обмена сводится к тому, что субъект рыночных отношений стремится получить через обмен такой денежный доход, который не меньше экономических издержек производства).
Кругооборот – схема деловой активности хоз-щих субъектов, домаш.хоз-ва, предприятия, правительства.
Инфрастр-ра рынка. Все, что помогает объекту выполнять соотв-щие ф-ции, но к самому объекту не относится, образует его инфрастр-ру.
Инфрастр-ра – ближайш.окружение объекта, позволяющее интегрироваться в систему более высок.порядка и выполнять соотв-щие ф-ции.
Рыноч.инфрастр-ра –совокуп-ть мат.-тех. и организацион.условий, без к-рых совершение актов купли-продажи становится невозможным.
Общая и частная инфраструктура. При широком подходе к инфрастр-ре рынка относят дороги, все виды транспорта, мат-ю (магазины, склады) и тех. базу (измерительная техника, средства автоматизации), а также банки. Здесь выделяется т.н. общая инфраструктура рынка - это система орг-ций, к-рые обслуживают потребности всего нац.рынка. Важно то, что общая инфрастр-ра обеспечивает сохранение единства рыноч. пространства.
При узком подходе рыночная инфраструктура трактуется как система организаций, адекватных рыночн.механизму. Здесь выделяется частная инфрастр-ра рынка - это система узкоспециализиров.орг-ций, призванных содействовать ф-циониров-ю конкретного рынка (например, рынка сахара, свежемороженой рыбы и т. д.). Част.инфрастр-ра связана с обслуживанием конкретн.операций по реализации продукции (взвешивание, транспортировка и т. д.)
ФУНКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА:
а) организационное оформление рыночных отношений;
б) повышение оперативности сделок, обеспечение эффективности обмена, минимизация издержек обращения;
в) соблюдение экономических интересов участников товарно-денежных отношений;
г) обеспечение устойчивости процессов обмена, сохранение рыночного равновесия;
д) гарантия контрактов, контроль за процессами обмена экономическими благами.
РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВКЛЮЧАЕТ:
а) рынок, или совокупность рынков продукта;
б) рыночную инфраструктуру (частную и общую);
в) неформальные институты хоз.культуры, которые регулируют отношения обмена, и соответствующие обществ.организации;
г) хозяйственное право, закрепляющее порядок осуществления товарно-денежных отношений.
Рыночное хозяйство - система формальных и неформальных институтов, норм и правил, законов и традиций, регулирующих отношения обмена и смену собственника на продукт, обеспечивающих стабильность интересов хозяйствующих субъектов.
Товарная биржа - это учреждение или предприятие, к-рое проводит крупн.оптовые сделки по продаже товаров, по образцам, на основе предварительной экспертизы.
Фондовая биржа организуется для выпуска, купли и продажи ценных бумаг (акции, облигации), их последующей котировки. Организуя куплю-продажу ценных бумаг, фондовая биржа способствует мобилизации денежного капитала, его переливу между отраслями.национальной экономики.
Биржа труда м. выступать под разными названиями: центр занятости населения, служба занятости, центр переподготовки кадров и т. п.
специальную организацию, которая занималась бы трудоустройством свободной рабочей силы.
Банковская система является частью общей инфраструктуры рынка. Включает три основных уровня: а) центральный банк страны;
б) коммерческие банки (универсальные, специализированные и т. д.);
в) небанковские организации (пенсионные фонды, страховые компании, кредитные общества, финансовые и лизинговые компании, инвестиционные фонды и т. д.).
Конкуренция - это эк.борьба между участниками рын.отношений за наиб.выгодные условия купли-продажи товара и за сферы приложения капитала. Выделяются три основных уровня конкуренции.
1. Между покупателями за возможность на более выгодных условиях получить доступ к эк. благу. Увеличение на рынке количества покупателей - фактор повышения рыночной цены.
2. Между продавцами и покупателями. Данные субъекты рыночных отношений всегда находятся на противоположных позициях. У них разные эк.интересы, но они зависят друг от друга.
3. Между самими продавцами: а) за объемы реализации продукции; б) за уровень цены предложения; в) за «доллар покупателя». Достижение преимущества на рынке продукта - основной ориентир такой конкуренции. Наращивание количества продавцов и объема предложения - фактор понижения рыночной цены.
«Крест конкуренция» складывается сложная система рыночного соревнования, которая определяет потенциал конкурентной борьбы.
Эк.соперничество между производителями однотипного недифференцированного товара - Отраслевая Конкурениия.
Вывод: конкуренция, или соперничество за ресурсы, отражает стремление хозяйствующего субъекта в макс. степени реализовать собствен.эк.интересы.
Два типа конкуренции. В ЭТ принято выделять два типа конкуренции – сов. и несовершенную конкуренцию, а также некий промежуточ. вариант – монополистич.конкуренцию. Состояние конкуренции на рынке продукта определяется базовыми признаками:
1. количество на рынке продукта хозяйствующих субъектов, их доли в объеме продаж;
2. условия входа производителя в отрасль и выхода из нее;
3. степень контроля цены со стороны производителей;
4. уровень дифференциации продукта;
5. характер экономического поведения хозяйствующих субъектов.
Рын.стр-ра – совокуп-ть признаков, отражающих способ установления цены, а также характер взаимодействия хоз-щих субъектов.
Совершенная конкуренция. Считается, что в условиях совершенной конкуренции:
§ любому хозяйствующему субъекту обеспечивается свободный вход в отрасль и свободный выход из нее;
§ рынок продукта представлен большим количеством независимых предприятий и покупателей;
§ все участники рыночных отношений хорошо проинформированы о реальном состоянии рынка продукта;
§ рыночная цена рассматривается как независимый фактор.
Совершенная конкурениия - это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на процессы купли-продажи.
Несовершенная конкуренция - это такая ситуация на рынке продукта, когда ограничены, свобода ценообразования и свобода принятия экономических решений.
Рыночная власть - это способность опред.хоз-щего субъекта оказывать решающее влияние на уровень цены и на др. усл-я реализации продукции.
Причины возникновения доминирующего положения производителя на рынке продукта могут быть разными:
1. природно-климатический фактор (например, наличие в регионе единственного места, пригодного для строительства гидроэлектростанции);
2. технический фактор, когда определенный вид производства может развиваться лишь как единая техническая система (например, телефонная сеть страны);
3. концентрация производства (укрупнение предприятия) и централизация производства (объединение ряда предприятий).
Монополизм -наличие у доминирующего хоз-щего субъекта такого коммерч.поведения, к-рое направлено на эксплуатацию рын.спроса и получение эк.выгоды.
Чистая монополия - такая ситуация на рынке продукта, когда поставщиком выступает лишь один хоз-щий субъект.
Олигополия - ситуация на рынке продукта, когда складывается эк.власть неск-ких крупн.хоз-щих субъектов.
Монополия производителя, основанная на дифференциации продукта, есть монополистическая конкуренция.
Вывод: вырождение свободной конкуренции и утверждение несовершенной конкуренции и монополизма ведет к снижению эффективности рынка продукта.
Глава 10. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Общая характеристика рыночной экономики. Основные черты:
1. господство товарн.пр-ва. Товар - исход.категорией рын.э.. Именно развитие товар.пр-ва привело к формированию рынка. Деньги как инструмент обмена возникли и закрепились вслед за приобретением товар.пр-вом всеобщ.хар-ра.
2. доминирование част.с-ти и эк.интереса;
3. решающее значение спроса и предложения в распределении ресурсов;
4. наличие единого институционального пространства. Конкуренция заставляет жить по единым правилам.
5. суверенитет потребителя. Признание полезности продукта означает общественное признание потребителем целесообразности понесенных затрат ресурсов. Высокий статус суверенитета потребителя придает особое значение платежеспособному спросу.
Рын.экономика - эк.система, в к-рой распределение огранич.ресурсов между видами производств осущ-ся под воздействием спроса и предложения.
ПОЗИТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РЫН.Э.:
1. Ориентацию сферы пр-ва на удовлетворение потребностей человека и общества.
2. Формирование «системы эффективного собственника». Рын. э. – содруж-во ответственного собственника, толкового предпринимателя и профессионального работника.
3. Свобода выбора форм и методов хозяйствования.
4. Наличие силы эк.необходимости, к-рая заставляет непрерывно совершенствовать пр-во. Здесь нет вечных победителей.
5. Принятые решения пересматриваются с учетом изменяющейся обстановки.
6. Высокая способность к саморегулированию, что позволяет экономить значительные ресурсы.
7. Доминирование эк.человека, способного отвечать за свои действия и за свое благополучие.
8. Признание человеч.капитала, предприимчивости и интеллекта в кач-ве объекта с-ти и фактора распределения.
Негативные стороны:
1. Сбои в мех-зме рын.саморегулир-я, обусловленные доминир-ем част.интереса, регулярное возникновение кризисов перепр-ва;
2. Наличие у рын.конкуренции тенденции к вырождению, что отражается через нарастание монополизма;
3. Наличие у рын.технологии, системных «провалов», связанных с пр-вом обществ.благ, проблемой «внешнего эффекта», «асимметрией информации».
Негатив.стороны не имеют фатального хар-ра, => сп-бы разрешения противоречий:
а) Коммерч.тайна обусловливает дефицит инфо, что порождает опасность принятия непродуманных эк. решений. => следует позаботиться о получении инфо, развивая маркетинговые исследования.
б) Рын. э. грозит торможением НТП. Это связано с логикой конкурент. борьбы и с-тью на интеллектуальные ресурсы. Но рын.э.способна не только создавать, но и разрушать монополию такого рода.
в) Кризисы перепр-ва – постоян.спутники рын.э., имеют циклич. хар-р, сопровождаются ростом безработицы. Но рын. э.всегда демонстрировала способ-ть восстанавливать нарушенное равновесие.
г) Рынок предполагает R-е конкуренции не только между отечеств.товаропроизводителями. В усл-ях открытости нац.э. возникают проблемы по поддержанию обменного курса нац. валюты, выравниванию торгового баланса страны.
д) В условиях рын. э. кажд.фактор пр-ва имеет цену. Но никто никому не гарантирует получение дохода, рабочего места и тем более высокого заработка.Считается, что формирование пофакторных доходов под воздействием конкуренции - мощный стимул для соц.прогресса.
Но существует необх-ть дополнять рын.отношения системой соц.защиты и нивелировать доходы домашних хозяйств.
Вывод: развитие рын.отношений - путь, соответствующий природе совр.человека.
Модель рын.экономики - систематизация общ. условий хозяйствования, детерминированных эк.строем, избранным механизмом координации действий, а также определенным типом отношений с-ти на факторы пр-ва.
Три модели рын. экономики: либеральная; социальная, социал-демократическая.
Либеральная модель. (США, Канада, Мексика). Доминир-е част.с-ти, поощрение част.предпринимательства, сильн.позиции акционерн.капитала и круп.корпораций. Принцип «свободной игры рыночных сил». Предельно ограничены эк.ф-ции гос-ва. Среди методов гос.регулирования нац. э.на 1м месте инструменты денежно- кредитной, а также антимонопольной политики.
Соц.политика - каждый трудоспособный член общ-ва сам д. позаботиться о себе. Главные формы защиты - эффективная работа, профессионализм работника, достаточные сбережения, уважаемая семья. Гос-во регулирует минимал.уровень зар.платы.
Соц. рын.э. Ее базис- «смешан.э.». Основополагающ. принципы:
1) единство рынка и усилий гос-ва; (активное присутствие гос-ва в секторах, где рын.саморегулир-е дает сбои. Прежде всего, гос-во активно вмешивается в соц.сферу.
2) защита свободной конкуренции; Конкуренция – важнейш.предпосылка обеспечения не только высок.эффективности рын.механизма, но и соц.справедливости. Ограничивает рост цен и обеспечивает населению доступность товаров и услуг. Собственник получает справедливый доход. Имеющий желание заняться предпринимательской деят-тью, д.иметь такую возможность.
3) обеспечение социального партнерства труда и капитала. Идея терпимости и поиска компромисса между соц.группами, предрасположенными к конфронтации, отражает уровень развития нац.сознания.
Социал-демократич.модель. Теоретическую основу социал-демократической, или скандинавской, модели рыночной экономики образует известная концепция «всеобщего благосостояния» (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Роль верховной силы отводится гос-ву. Част.сектор э. дополняется эффективным гос.сектором. Достигается высокий уровень соц.защиты населения.. Соц.благосостояние - стратегическая цель деят-ти демократич.гос-ва. Особое внимание гос-во уделяет открытию новых рабочих мест.
Белорусский аспект. Выделение закономерностей ф-ционир-я эк.моделей стран ЕС – важнейш.предпосылка для осмысленного проектирования нац.эк.системы Беларуси. При этом копирование в бел.условиях любой модели рын.э.вряд ли будет способствовать эк. безопасности страны, последовательной реализации национальных интересов. Игнорирование нац.факторов развития грозит потерями не меньшими, нежели тотальное отрицание общих эк.законов. Любая эк.реформа, проводимая без учета нац.специфики, достаточно быстро оборачивается контрреформой, т. е. откатом к прежним устаревшим формам организации эк.жизни.
Осн.линия эволюции эк. системы рын.типа. Проблема выбора стратегического направления
1) всегда неизбежна радикальная смена одного типа рыночного строя на другой;
2) подобная эволюция соответствует концепции «Длинной волны экономического развития», которую в 30-е годы XX века выдвинул русский мыслитель Н. Д. Кондратьев.
В соответствии с концепций Н. Д. Кондратьева считается, что на состояние эк.системы непосредственное влияние оказывает НТП. Но наступает историч.период, когда запас науч.разработок иссякает. Это отрицательно сказывается на темпах эк.роста. Осн.причина дефицита науч.открытий: устаревший эк.порядок превращается в фактор торможения креативности нации. Чтобы выйти из «длинной ямы» (спада) и открыть для нац.э. новый цикл развития, требуется отказаться от устаревших форм хозяйствования, перейти. к новому эк.строю.
В пределах «длинной волны развития» возможны 2 осн.варианта эволюции рын.э.:
1. Возможностью совершенствовать нац.э. систему при сохранении прежних основ эк.строя. Активно изменяются лишь хоз.механизм, институционал.стр-ра, эволюционирует механизм координации действий по использованию огранич.ресурсов.
2. Происходит радикальный и ответствен. переход к нов.типу эк.системы. Каждой «длинной волне» д.соответствовать свой единственный тип эк. системы рын.типа. Движение вперед сопровождается тем, что типы эк.систем не повтор-ся.
Великий исторический перелом. Проблема выбора типа эк.системы →
Траектория современного развития - это курс на смешан. э., утверждение соц. э., индикативного планирования.
Социализация отношений с-ти. Механизма координации: гл.тенденцией выступает дополнение рын.саморегулирования эк. самоуправлением и цивилизов. гос.регулированием на демократич.основе.
Вывод: совр. генерал.линия эволюции эк.системы рын.типа предполагает обеспечение единства соц-гои эк-го, плана и рынка, а также гармонизацию отношений собственности.
Необходимость реформирования отношений с-ти обнаруж-ся через снижение эффективности нац.пр-ва, обострение противоречий между трудом и капиталом. Потребность в реформировании затрагивает как частную, так и гос.собственность.
Реформирование гос. собственности. Осн.формы трансформации госсобственности: структурные сдвиги, разгосударствление, приватизация и социализация нац. экономики.
Разгосударствление - процесс, к-рый означает постепен. уход гос-ва из э., сокращение и упрощение ф-ций гос-ва по управлению нац. пр-вом.
Приватизаиия - процесс R-я част.эк.интереса и расширения условий для активизации част. предпринимательства. Применительно к гос.сектору приватизация означает: а) превращение госпредприятия в част.собственность; б) появление у гос.предприятий конкурентов в лице новых част.предпринимателей. Осн. задачи приватизации: а) формирование слоя част.предпринимателей; б) дебюрократизация эк. жизни, повышение эффективности нац.пр-ва; в) создание конкурентной среды; г) экономия бюджетных средств.
Вывод: эволюция эк.системы рын.типа предполагает социализацию отношений с-ти, обеспечение единства с-ти, труда и управления.
Единство плана и рынка. В эк. системе совр.типа механизм координации - синтез 3х эл-тов - рыночного регулирования, эк. самоуправления и гос.регулирования. На основе сочетания 3х компонентов реализуется стратегич.идея обеспеч-я единства плана и рынка.
Наличие комбинир. механизма координации - один из признаков смешанной экономики.
Необх-ть и возмож-ть госрегулирования. Сложность эк. процессов, несов-во рынюрегулирования предопределили необх-ть вмешательства гос-ва в эк.процессы. Осн.предназначение гос-ва предлагать гражданам те товары и услуги, к-рые они не м. произвести сами, а также смягчать последствия кризисов деловой активности.
Возможность гос. регулирования вытекает из наличия у гос-ва значит.производствен.потенциала, бюджета и стратегических резервов.