Итоги и оценки реформ Александра II в историографии

Реформы образования

Военные реформы (1860-70-е гг.)

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения (2 года), в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о всеобщей воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота – 7 и 3). Было установлено много льгот. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. В 1863 г. был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию. Вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс.; а количество студентов увеличилось в 1,5 раза.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 1860-70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Большинством дореволюционных историков реформы оценивались положительно, характеризовались как либеральные и «великие», как важный этап трансформации феодальных отношений в капиталистические. В работах советского периода много внимания уделялось половинчатости и незавершенности реформ, разработке концепции «революционной ситуации» в 1859-1861 гг.; акцентировалось внимание на том, что реформы проводились крепостниками. Большинство современных историков рассматривают реформаторскую деятельность правительства Александра II как компромисс в условиях осознания большинством дворян бесперспективности и опасности следования прежнему внутриполитическому курсу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: