Либералы
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Идеологами либералов являлись учёные, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Они настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ; выступали за введение общероссийского выборного органа, расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, ликвидацию сословных привилегий.
Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь). В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются четыре этапа:
|
|
● 1860-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;
● 1870-е годы – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности революционных народников;
● 1880-90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма;
● в середине 1890-х годов – ослабление популярности народничества и распространение марксизма.
В 1860-е годы сложилось два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Он считал, что общинные порядки российского крестьянства станут залогом того, что Россия может проложить путь к социалистическому строю. Российские крестьяне владели землей общинно, сообща, а надел крестьянская семья традиционно получила на основе уравнительных переделов. Для крестьян были характерны выручка и взаимопомощь, тяга к коллективному труду с широким использованием уравнительных принципов распределения.
Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодёжи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А.И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. При этом Н.Г. Чернышевский вслед за А.И. Герценом доказывал, что крестьянская община может быть лучшей формой народной жизни.
|
|
«Земля и воля» (1861-1864)
«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарёва «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала народ от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.
С.Г Нечаев и «Народная расправа»
В 1869 г. С.Г. Нечаев основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. Подлоги, шантаж, беспринципность, безоговорочное подчинение членов организации воле «вождя» – все это, по мнению Нечаева, должны использовать революционеры. За несогласие с методами С.Г. Нечаева студент И.И. Иванов был ложно обвинён в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьёзным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.