Радикалы. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции

Либералы

Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Идеологами либералов являлись учёные, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Они настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ; выступали за введение общероссийского выборного органа, расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, ликвидацию сословных привилегий.

Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь). В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются четыре этапа:

● 1860-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

● 1870-е годы – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности революционных народников;

● 1880-90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма;

● в середине 1890-х годов – ослабление популярности народничества и распространение марксизма.

В 1860-е годы сложилось два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Он считал, что общинные порядки российского крестьянства станут залогом того, что Россия может проложить путь к социалистическому строю. Российские крестьяне владели землей общинно, сообща, а надел крестьянская семья традиционно получила на основе уравнительных переделов. Для крестьян были характерны выручка и взаимопомощь, тяга к коллективному труду с широким использованием уравнительных принципов распределения.

Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодёжи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А.И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. При этом Н.Г. Чернышевский вслед за А.И. Герценом доказывал, что крестьянская община может быть лучшей формой народной жизни.

«Земля и воля» (1861-1864)

«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарёва «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала народ от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.

С.Г Нечаев и «Народная расправа»

В 1869 г. С.Г. Нечаев основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. Подлоги, шантаж, беспринципность, безоговорочное подчинение членов организации воле «вождя» – все это, по мнению Нечаева, должны использовать революционеры. За несогласие с методами С.Г. Нечаева студент И.И. Иванов был ложно обвинён в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьёзным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: