Систематика ЗПР

Специальное образовательное учреждение

Литература

Развитие личности

Умственно отсталые дети в связи с низким уровнем развития мышления, эмоционально-волевой сферы, слабостью усвоения общих понятий позднее начинают осознавать различные аспекты морали и нравственности, особенности социальных отношений. Они легко поддаются негативным влияниям из-за повышенной внушаемости, недостаточности логического мышления. Поэтому совершают часто неадекватные действия. Недоразвитие характера связано с вторичными нарушениями, возникающими в условиях неблагоприятных социальных отношений.

Вследствие слабости произвольной регуляции и чрезмерной возбудимости наблюдается повышенная расторможенность влечений (аппетита, жажды, сексуальной потребности). Эти особенности отмечаются в условиях недостаточности культурного, социального влияния, что формирует дисгармоничное развитие потребностей.

Кроме того, отмечается недостаток инициативы, неумение регулировать свои действия, достигать заранее поставленной цели. Незрелость личности, самоконтроля и логической оценки ситуации вызывает непосредственные импульсивные реакции на внешние воздействия. Эти спонтанные действия, которые не контролируются личностной сферой ребенка. К этим реакциям относят вспышки гнева, недержание аффекта, необдуманные действия, реакции побега и т. д.

Чувства остаются длительное время недифференцироваными, инфантильными. Они неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего миpa. Чувства не корригируются в соответствии с объективной ситуацией. Позднее формируются чувства ответственности, долга, совести и т. д.


Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику умственной отсталости.

2. Проанализируйте механизмы отклонений восприятия.

3. Какие особенности памяти вы знаете?

4. В чем заключаются нарушения мышления?

5. Оцените отклонения речи.

6. Дайте характеристику нарушениям внимания.

7. Проанализируйте особенности развития личности умственно отсталого.

1. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997

3. Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000

4. Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.

5.Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.

Лекция 19. Дети с задержкой психического развития

«Воспитательная запущенность ребенка дает возможность этим, казалось бы мелким отклонениям от нормы, расцвести пышным цветом и превратится в аномалии явно патологические» (В.П. Кащенко)

Под ЗПР понимают наличие стойкой неуспеваемости, интеллектуальных нарушений, при отсутствии умственной отсталости. Коррекционное учреждение 7 вида предназначено для детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, а также повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Цель коррекционного учреждения 8 вида:

Обеспечение коррекции недостатков психического развития эмоционально-волевой сферы воспитанников активация их познавательной деятельности, формирование у учащихся навыков и умений учебной деятельности. Данный тип учреждения введен с 1981 г., причем кроме спецшкол существуют и специальные классы выравнивания (КРО) для детей с ЗПР при общеобразовательных школах.

Выделяют следующие ступени образования:

1. Начальное образование (3-5 лет). Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимаются во 2 класс коррекционного учреждения (срок обучения 3 года – 2,3,4 классы); начавшие обучение с 6 лет, принимаются в 1 класс (срок обучения 4 года – 1,2,3,4 классы). Дети, не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к обучению, принимаются с 7 лет в первый класс (срок обучения 4 года); с 6-летнего возраста – в подготовительный класс (срок обучения 5 лет).

2. Основное общее образование (срок обучения 5 лет).

Прием детей осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы. Наполняемость классов – до 12 человек. Вопрос о переводе воспитанников в общеобразовательные учреждения по мере коррекции отклонений в их развитии осуществляется после получения начального общего образования. С диагностической целью воспитанник может находиться в учреждении в течение 1 года.

В целях коррекции определенных отклонений в развитии воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся также индивидуальные и групповые занятия (не более трех учащихся). Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых дополнительных занятиях.

Продолжительность урока в подготовительном классе – 35 минут, после второго урока организуется перерыв в течение 40 минут, который обычно проводится на свежем воздухе в виде игры или прогулки. Продолжительность урока в 1-8 классах – 45 минут. В течение урока во всех классах отводится время для физкульт.паузы. Для учащихся начальных классов обязателен дневной сон.

По окончании начальной школы ее педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос о переводе учащихся, успешно закончивших начальное обучение, в массовую общеобразовательную. В случае глубоких, стойких форм ЗПР принимают решение о продолжении обучения в данной специальной школе. Выпускники школы сдают экзамены на общих основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы.

По патогенетической классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1973) выделено две формы ЗПР:

1) Психический инфантилизм (астенические состояния, эмоциональные расстройства);

2) Психофизический инфантилизм (цереброастенические состояния, нейродинамические нарушения).

К.С. Лебединской (1982) предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР:

1. ЗПР конституционального происхождения. Наблюдается гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития. Она во многом напоминает психологическую структуру эмоционального развития детей более младшего возраста. Отмечается преобладание эмоциональной мотивации поведения, жизнерадостность, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Неуспеваемость, в частности, обусловлена преобладанием игровых интересов. Наблюдается инфантильный тип телосложения. Гармоничность психофизических особенностей, наличие семейных случаев, непатологичность психических свойств подразумевает наличие врожденной конституциональной этиологии.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Обусловлена длительной соматической недостаточностью: хронические инфекции, аллергические состояния, пороки развития, хронические соматические заболевания внутренних органов. Замедление психического развития обусловлено стойкой астенией, снижающей не только общий, но и психический тонус. Проявления соматогенного инфантилизма усиливаются в связи с неврозоподобными нарушениями – неуверенностью, тревожностью, страхом, ощущением своей физической неполноценности.

3. ЗПР психогенного происхождения. Связано с неблагоприятными условиями воспитания. Длительные психотравмирующие воздействия вызывают нервно-психические нарушения. Формируется стойкое аномальное развитие личности. Сухарева Г.Е.(1959) выделила три группы:

А – патологические развития личности по типу психической неустойчивости. Возникает на фоне гипоопеки (гипопротекции), когда не вырабатывается чувство долга, ответственности, не отмечается торможения аффекта. Аффективная лабильность, импульсивность поведения, повышенная внушаемость сочетается с недостаточным уровнем знаний.

Б – тип “кумира семьи”. Обусловлен гиперопекой (гиперпротекцией), при которой у ребенка не формируется самостоятельность, инициативность, ответственности в различной деятельности. Отмечают недостаточность эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, отсутствие навыка к труду, установка на постоянную помощь.

В – невротический тип. Вырабатывается вследствие авторитарного или агрессивного поведения родителей по отношению к ребенку. Формируется тревожная личность со склонностью к фобиям, с наличием недостаточной самостоятельности, нерешительностью, с низкой психической активностью и инициативностью.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Характеризуется большей стойкостью, частотой встречаемости и выраженностью нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы. Выявляется умеренная органическая недостаточность центральной нервной системы резидуального (остаточного) характера. Эти изменения обусловлены патологией беременности, преждевременными или патологическими родами, нейроинфекцией и травмами ЦНС в первые годы жизни.

Одновременно с задержкой физического развития может отмечаться общая гипотрофия, гидроцефалические проявления. Инфантилизм имеет органический характер. Поэтому отсутствуют непосредственность и яркость эмоций, низкий уровень притязаний. Высокая внушаемость может сочетаться со снижением критики.

А – неустойчивый (с психомоторной расторможенностью, эйфорией, импульсивностью);

Б – тормозимый (с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, низким уровнем психической активности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: