Технологическая карта урока музыки. Введение

Класс: 3

По программе Е.Д. Критской

Технологическая карта урока музыки

Література: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 14

Остання зміна: вівторок 24 вересень 2013 2:51

Студенты (ФИО): Жиурайте Яна Витовна, Андриешина Галина Михайловна,Бурнаева Анжела Геннадьевна, Мамедова Мери Магеррамовна.

Тема урока: «Утро»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока ( доминирующая ):: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ü Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: развивать умения полно и точно выражать свои мысли, рассуждать по теме урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, учиться исполнять песни.

- Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

- Познавательные: сравнивать музыкальные произведения П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро», размышлять о музыке с личной оценкой его содержания.

ü Предметные (образовательные): способствовать умению воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям: П.И. Чайковский «Утренняя молитва», Э.Григ «Утро», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; понимать содержание, эмоционально-образные средства произведения.

ü Личностные (воспитательные): проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке, воспитывать любовь к музыке.

Основные методы: наглядный, словесный, метод размышления о музыке, интонационно-стилевое постижение музыки, ТСО.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Оборудование: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011; ноутбук, мультимедийный проектор, экран, портрет С.С. Прокофьева, наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни).

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»; Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; Э. Григ «Заход солнца»; Главные мелодии 2-й части из «Симфонии № 4» П. Чайковского; песня «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, И. Белякова.

Оформление доски:

  Экран (презентация)  

План урока:

Этап урока Регламент
  Орг. момент 1-2`
  Актуализация знаний 1-3`
  Постановка учебной задачи 1-3`
  Основная часть 25`
  Первичное закрепление 5-7`
  Самостоятельная работа 5-8`
  Закрепление и обобщение знаний 3`
  Рефлексия 3`
  Этап информирования обучающихся о домашнем задании. 1`

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Формируемые УУД
1. - Здравствуйте ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий» (Слайд 1). На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке, связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир. Личностные: настрой детей на работу, выявление их личностного отношения к музыке, природе.
2. Вы уже знаете, что музыка может рисовать картины природы. - Вспомните музыкальные произведения, в которых присутствует описание природы? (ответы обучающихся) Верно. Изучая раздел «Россия – Родина моя» мы познакомились с песней «Наш край» Дмитрия Кабалевского. Давайте вспомним её. ПЕНИЕ: песня «Наш край» Д. Кабалевский (Слайд 2), А. Пришелец ПЛЮС Все произведения, изученные нами в разделе «Россия – Родина моя» мы можем отнести к музыке патриотического характера. - Почему? Кто такой патриот? (человек, любящий свой край) Коммуникативные: рассуждать по теме урока, отвечать на вопросы, учиться исполнять песни. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: выяснить, кто какой патриот, что такое патриотический характер. Предметные: умениевоспринимать музыку и выражать своё отношение к ней. Личностные: воспитывать любовь к музыке, к своей Родине.
3. Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его ВНУТРЕННИМ миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, ВНЕШНЕЙ картиной мира. Именно о таких музыкальных произведениях мы будем говорить, изучая раздел «День, полный событий».
СЛАЙД 1 Кроссворд

Обратите внимание на доску (экран), на которой зашифрована тема урока. Узнаем тему урока, если разгадаем кроссворд.

1. С Л У Ш А Т Е Л Ь
2. К А Н Т А Т А    
3. Р О М А Н С
К О М П О З И Т О Р

1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …

2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.

3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением.

4. Человек, сочиняющий музыку.

Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока «УТРО».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (знакомство с образами утренней природы в музыке)

Коммуникативные: развивать умения полно и точно выражать свои мысли, рассуждать по теме урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, учиться исполнять песни. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: узнать, что такое внутренний и внешний мир, повторить пройденное. Предметные: знакомство с новым разделом «День полный событий», с темой урока «Утро», повторение пройденного. Личностные: проверка знаний по пройденным темам.
4. Откройте учебник на стр. 24-25.
СЛАЙД 2 Портреты П. Чайковского и Э. Грига

Посмотрите на портреты двух мальчиков. Пока в них трудно узнать великих композиторов РОССИИ – Петра Ильича Чайковского и НОРВЕГИИ – Эдварда Грига.

Сегодня мы будем слушать две пьесы: «Утреннюю молитву» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Эти музыкальные примеры позволят нам услышать ВНУТРЕННЕЕ согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей…

Первая пьеса, с которой мы познакомимся, написана русским композитором Петром Ильичом Чайковским.

- Что вы знаете о Петре Ильиче Чайковском?

(Слайд – его взрослый портрет, краткие факты о нём).

Пётр Ильич Чайковский – один из величайших русских композиторов.

С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свои досуги. С семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления.

Чайковский был любимцем публики и баловнем славы. Как-то его спросили:
- Петр Ильич, вы, наверное, уже устали от похвал и просто не обращаете на них внимания?
- Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю, - ответил композитор. - И все-таки никогда в жизни я не был так польщен и тронут, как тогда, когда Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами...

Вот первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом», она называется «Утренняя молитва».

СЛАЙД 3 «Утренняя молитва» П. Чайковского

- Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос? (обращение к Богу)

Да, это разговор с Богом.

- А как вы думаете, молитва должна быть какой? (доверительной, искренней, чистосердечной, чистой)

- О чём человек разговаривает с Богом? (ответы обучающихся)

- Делает ли молитва человека лучше? (ответы обучающихся)

- Чего можно просить Бога во время молитвы? (здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т.д.)

Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана.

- А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»? (ответы обучающихся)

Правильно, в 19 веке все русские люди – и дети, и взрослые – читали молитву утром и на ночь. А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» П.И. Чайковского. Запомните образы, которые придут во время слушания.

СЛУШАНИЕ: «Утренняя молитва» П. Чайковского

- Как (по характеру) звучала эта мелодия? (ответы обучающихся)

- Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? (ответы обучающихся)

- Кого или что вы могли представить под эту музыку? (ответы обучающихся)

- Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы? (варианты слов из словаря эмоций предложены на доске, экране)

СЛАЙД 3 «Утренняя молитва» П. Чайковского + словарь эмоций

Запишите в тетради:

«Утренняя молитва» «Утро»
П. И. Чайковский Э. Григ
Синонимы из словаря эмоций Синонимы из словаря эмоций
Иллюстрация
 

Прочитайте строки М. Ю. Лермонтова на стр. 24.

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Иллюстрируют ли они произведение П. Чайковского? Передают ли душевное состояние героя (героини) его пьесы?

Посмотрите на стр. 25. Здесь приведены строки из народной норвежской поэзии:

Ту песню пою я, услышат её

Все люди от края до края,

И правду о северной дивной земле

Расскажет нам песня родная.

Эти строки созвучны пьесе из симфонической сюиты «Пер Гюнт» великого норвежского композитора Эдварда Грига.

- Что вы знаете об Эдварде Григе? (слайд – его взрослый портрет, кр. информация о нём)

Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижёр. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование.Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором. первые Григу было лет двенадцать-тринадцать, когда он принес в школу исписанную им же самим нотную тетрадь, на титульном листе которой было выведено крупными буквами: "Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига, ор.1..."
Учитель, особым расположением которого мальчик не пользовался, подошел к нему, взглянул на тетрадь и произнес ироничным тоном:
- Ах так, юноша музыкален! Юноша сочиняет! Полюбуйтесь-ка!
Затем он распахнул дверь в соседний класс, позвал оттуда другого учителя и повторил:
- Ты только посмотри: этот парень сочиняет музыку...
Оба учителя с интересом перелистали тетрадку.
Юный Григ уже предвкушал великий успех. Но учитель внезапно схватил юного композитора за волосы так, что у того потемнело в глазах, и холодно процедил сквозь зубы:
- В другой раз приноси с собой, как полагается, немецкий словарь, а эту ерунду оставляй дома...

Кто бы мог подумать, что первые опыты сочинения произведений великого композитора назовут ерундой.

СЛАЙД 4 «Утро» Э. Грига

Музыка Э. Грига, рисуя картину природы, выражает ощущение человека, светло воспринимающего внешний мир. Послушаем это произведение.

СЛУШАНИЕ: «Утро» Э. Грига

- Как (по характеру) звучала эта мелодия? (ответы обучающихся)

- Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? (ответы обучающихся)

- Кого или что вы могли представить под эту музыку? (ответы обучающихся)

Сам Эдвард Григ писал об этом произведении:

«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же ФОРТЕ солнце прорывается сквозь облака…»

- Как вы понимаете эти слова?

- Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы? (варианты слов из словаря эмоций предложены на доске, экране)

СЛАЙД 3 «Утро» Э. Грига + словарь эмоций
Коммуникативные: развивать умения полно и точно выражать свои мысли, рассуждать по теме урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, внимательно слушать одноклассников. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: выявить знания обучающихся о таких композиторах, как П.И.Чайковский, Э.Григ, М.П.Мусоргский, и узнать некоторые интересные факты из их жизни; выявить представления детей о молитве. Предметные: знакомство с произведениями П.И.Чайковского «Утренняя молитва», Э.Грига «Утро», сравнить их, выявить главные черты, эмоции данных произведений. Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке, воспитывать любовь к музыке.
5. - Вспомните знакомое вам произведение, в котором нарисована картина рассвета? (ответы обучающихся) Послушайте фрагмент этого произведения и назовите его. СЛУШАНИЕ: «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского - Произведение называется…..? («Рассвет на Москве-реке») - Вспомните имя композитора? (Модест Мусоргский) - Что вы о нём знаете? М. Мусоргский очень выразительно нарисовал нам картину рассвета. Сравните вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского с фрагментом симфонической сюиты «Пер Гюнт» - «Утро» Эдварда Грига. - Какое впечатление сложилось у вас от каждой из этих сочинений? (ответы обучающихся) - Какое из низ вам понравилось больше? Почему? (ответы обучающихся) Коммуникативные: развивать умения полно и точно выражать свои мысли, отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: сравнивать музыкальные произведения М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» и фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт» - «Утро» Э.Грига. Предметные: способствовать умению воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней. Личностные: проявлять личностное отношение к музыке, воспитывать любовь к музыке.
6. - Сравните произведения П.И. Чайковского «Утренняя молитва» и произведение Э.Грига «Утро». - Чем они схожи? - Чем различны?  
7. Пришло время подвести итог нашего урока. - С каким разделом мы сегодня начали знакомство? («День, полный событий») Мы говорили об образах утренней природы в музыке. - Вспомните имя русского композитора, рассказавшего нам о спокойном душевном состоянии ребёнка в момент его разговора с Богом? (Пётр Чайковский) - Как называется эта пьеса? («Утренняя молитва») - Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (ответы обучающихся) «Утреннюю молитву» Петра Чайковского мы сравнивали с фрагментом симфонической сюиты норвежского композитора. - Назовите его имя? (Эдвард Григ) - Как называется фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт», который мы слушали и анализировали? («Утро») - Какой мы увидели утреннюю природу в сочинении Э. Грига? (ответы обучающихся) Имя ещё одного русского композитора звучало сегодня у нас на уроке. Это композитор очень выразительно нарисовал нам картину рассвета. - Назовите его имя? (Модест Мусоргский) - Что вы помните об этом композиторе? - Вспомните название произведения, прослушанного нами на уроке? («Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина») Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: вспомнить информацию о композиторах, которые упоминались на уроке. Предметные: обобщить знания, полученные на уроке. Личностные: проявлять личностное отношение к композиторам, произведениям, музыке.
8. Молодцы! Давайте завершим наш урок песней Юрия Чичкова на слова И. Белякова «Музыкант-турист». 1. На плечах рюкзак тяжёлый, но турист не унывал. Музыкант-турист весёлый шёл и песню сочинял. Припев. Всё смеялось, улыбалось: солнце, небо и земля. У туриста получалось: тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля! Тра-ля-ля-ля-ля! 2. Пели сойки и синицы, расходились — не унять. Человеку эти птицы помогали сочинять. 3. Пели зайки на лужайке, мишка бурый влез на пень — заиграл на балалайке, затрубил в трубу олень. 4. Наш турист руками трогал золотые облака, и была ему дорога удивительно легка. ПЕНИЕ: «Музыкант-турист» Ю. Чичков, И. Беляков МИНУС Молодцы! Сегодня хорошо работали. Спасибо за урок! Коммуникативные: учиться исполнять песни. Регулятивные: самоопределение. Познавательные: размышлять о музыке с личной оценкой её содержания. Предметные: разучивание песни Юрия Чичкова на слова И.Белякова «Музыкант-турист». Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке, воспитывать любовь к музыке.
9. Иллюстрируйте «Утреннюю молитву» П. Чайковского или «Утро» Э. Грига  

Обеспечение эффективности функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением её анализировать. С помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации и их чувствительность к управленческим воздействиям, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Экономический анализ является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Поэтому овладение методикой экономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной деятельности. Благодаря знанию техники и технологии анализа экономисты, финансисты, бухгалтеры, аудиторы и другие специалисты экономического профиля смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы.

Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем усвоения методологических основ и приобретения практических навыков экономического анализа, необходимых в практической работе.

Экономический анализ является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей. Он обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно- финансовой деятельности организации.

В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность, оперативность и объективность которой позволяет всем участникам хозяйственного оборота представить и понять финансовое состояние и финансовые результаты деятельности конкретной компании. На этой основе предприниматели и другие заинтересованные лица могут делать необходимые и полезные выводы, оценивать экономические перспективы и финансовые риски, принимать оптимальные управленческие решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: