Класс: 3
По программе Е.Д. Критской
Технологическая карта урока музыки
Література: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 14
Остання зміна: вівторок 24 вересень 2013 2:51
Студенты (ФИО): Жиурайте Яна Витовна, Андриешина Галина Михайловна,Бурнаева Анжела Геннадьевна, Мамедова Мери Магеррамовна.
Тема урока: «Утро»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока ( доминирующая ):: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ü Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: развивать умения полно и точно выражать свои мысли, рассуждать по теме урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, учиться исполнять песни.
- Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
- Познавательные: сравнивать музыкальные произведения П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро», размышлять о музыке с личной оценкой его содержания.
ü Предметные (образовательные): способствовать умению воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям: П.И. Чайковский «Утренняя молитва», Э.Григ «Утро», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; понимать содержание, эмоционально-образные средства произведения.
|
|
ü Личностные (воспитательные): проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке, воспитывать любовь к музыке.
Основные методы: наглядный, словесный, метод размышления о музыке, интонационно-стилевое постижение музыки, ТСО.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.
Оборудование: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011; ноутбук, мультимедийный проектор, экран, портрет С.С. Прокофьева, наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни).
Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»; Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; Э. Григ «Заход солнца»; Главные мелодии 2-й части из «Симфонии № 4» П. Чайковского; песня «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, И. Белякова.
Оформление доски:
Экран (презентация) |
План урока:
№ | Этап урока | Регламент |
Орг. момент | 1-2` | |
Актуализация знаний | 1-3` | |
Постановка учебной задачи | 1-3` | |
Основная часть | 25` | |
Первичное закрепление | 5-7` | |
Самостоятельная работа | 5-8` | |
Закрепление и обобщение знаний | 3` | |
Рефлексия | 3` | |
Этап информирования обучающихся о домашнем задании. | 1` |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | - Здравствуйте ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий» (Слайд 1). На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке, связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир. | Личностные: настрой детей на работу, выявление их личностного отношения к музыке, природе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Вы уже знаете, что музыка может рисовать картины природы. - Вспомните музыкальные произведения, в которых присутствует описание природы? (ответы обучающихся) Верно. Изучая раздел «Россия – Родина моя» мы познакомились с песней «Наш край» Дмитрия Кабалевского. Давайте вспомним её. ПЕНИЕ: песня «Наш край» Д. Кабалевский (Слайд 2), А. Пришелец ПЛЮС Все произведения, изученные нами в разделе «Россия – Родина моя» мы можем отнести к музыке патриотического характера. - Почему? Кто такой патриот? (человек, любящий свой край) | Коммуникативные: рассуждать по теме урока, отвечать на вопросы, учиться исполнять песни. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: выяснить, кто какой патриот, что такое патриотический характер. Предметные: умениевоспринимать музыку и выражать своё отношение к ней. Личностные: воспитывать любовь к музыке, к своей Родине. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его ВНУТРЕННИМ миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, ВНЕШНЕЙ картиной мира.
Именно о таких музыкальных произведениях мы будем говорить, изучая раздел «День, полный событий».
Обратите внимание на доску (экран), на которой зашифрована тема урока. Узнаем тему урока, если разгадаем кроссворд.
1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и … 2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами. 3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением. 4. Человек, сочиняющий музыку. Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока «УТРО». - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (знакомство с образами утренней природы в музыке) | Коммуникативные: развивать умения полно и точно выражать свои мысли, рассуждать по теме урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, учиться исполнять песни. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: узнать, что такое внутренний и внешний мир, повторить пройденное. Предметные: знакомство с новым разделом «День полный событий», с темой урока «Утро», повторение пройденного. Личностные: проверка знаний по пройденным темам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Откройте учебник на стр. 24-25.
Посмотрите на портреты двух мальчиков. Пока в них трудно узнать великих композиторов РОССИИ – Петра Ильича Чайковского и НОРВЕГИИ – Эдварда Грига. Сегодня мы будем слушать две пьесы: «Утреннюю молитву» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Эти музыкальные примеры позволят нам услышать ВНУТРЕННЕЕ согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей… Первая пьеса, с которой мы познакомимся, написана русским композитором Петром Ильичом Чайковским. - Что вы знаете о Петре Ильиче Чайковском? (Слайд – его взрослый портрет, краткие факты о нём). Пётр Ильич Чайковский – один из величайших русских композиторов.
С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свои досуги. С семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Чайковский был любимцем публики и баловнем славы. Как-то его спросили: Вот первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом», она называется «Утренняя молитва».
- Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос? (обращение к Богу) Да, это разговор с Богом. - А как вы думаете, молитва должна быть какой? (доверительной, искренней, чистосердечной, чистой) - О чём человек разговаривает с Богом? (ответы обучающихся) - Делает ли молитва человека лучше? (ответы обучающихся) - Чего можно просить Бога во время молитвы? (здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т.д.) Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана. - А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»? (ответы обучающихся) Правильно, в 19 веке все русские люди – и дети, и взрослые – читали молитву утром и на ночь. А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» П.И. Чайковского. Запомните образы, которые придут во время слушания. СЛУШАНИЕ: «Утренняя молитва» П. Чайковского - Как (по характеру) звучала эта мелодия? (ответы обучающихся) - Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? (ответы обучающихся) - Кого или что вы могли представить под эту музыку? (ответы обучающихся) - Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы? (варианты слов из словаря эмоций предложены на доске, экране)
Запишите в тетради:
Прочитайте строки М. Ю. Лермонтова на стр. 24. И верится, и плачется, И так легко, легко… - Как вы понимаете значение этих слов? - Иллюстрируют ли они произведение П. Чайковского? Передают ли душевное состояние героя (героини) его пьесы? Посмотрите на стр. 25. Здесь приведены строки из народной норвежской поэзии: Ту песню пою я, услышат её Все люди от края до края, И правду о северной дивной земле Расскажет нам песня родная. Эти строки созвучны пьесе из симфонической сюиты «Пер Гюнт» великого норвежского композитора Эдварда Грига. - Что вы знаете об Эдварде Григе? (слайд – его взрослый портрет, кр. информация о нём) Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижёр. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование.Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором. первые Григу было лет двенадцать-тринадцать, когда он принес в школу исписанную им же самим нотную тетрадь, на титульном листе которой было выведено крупными буквами: "Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига, ор.1..." Кто бы мог подумать, что первые опыты сочинения произведений великого композитора назовут ерундой.
Музыка Э. Грига, рисуя картину природы, выражает ощущение человека, светло воспринимающего внешний мир. Послушаем это произведение. СЛУШАНИЕ: «Утро» Э. Грига - Как (по характеру) звучала эта мелодия? (ответы обучающихся) - Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? (ответы обучающихся) - Кого или что вы могли представить под эту музыку? (ответы обучающихся) Сам Эдвард Григ писал об этом произведении: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же ФОРТЕ солнце прорывается сквозь облака…» - Как вы понимаете эти слова? - Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы? (варианты слов из словаря эмоций предложены на доске, экране)
| Коммуникативные: развивать умения полно и точно выражать свои мысли, рассуждать по теме урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, внимательно слушать одноклассников. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: выявить знания обучающихся о таких композиторах, как П.И.Чайковский, Э.Григ, М.П.Мусоргский, и узнать некоторые интересные факты из их жизни; выявить представления детей о молитве. Предметные: знакомство с произведениями П.И.Чайковского «Утренняя молитва», Э.Грига «Утро», сравнить их, выявить главные черты, эмоции данных произведений. Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке, воспитывать любовь к музыке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | - Вспомните знакомое вам произведение, в котором нарисована картина рассвета? (ответы обучающихся) Послушайте фрагмент этого произведения и назовите его. СЛУШАНИЕ: «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского - Произведение называется…..? («Рассвет на Москве-реке») - Вспомните имя композитора? (Модест Мусоргский) - Что вы о нём знаете? М. Мусоргский очень выразительно нарисовал нам картину рассвета. Сравните вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского с фрагментом симфонической сюиты «Пер Гюнт» - «Утро» Эдварда Грига. - Какое впечатление сложилось у вас от каждой из этих сочинений? (ответы обучающихся) - Какое из низ вам понравилось больше? Почему? (ответы обучающихся) | Коммуникативные: развивать умения полно и точно выражать свои мысли, отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: сравнивать музыкальные произведения М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» и фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт» - «Утро» Э.Грига. Предметные: способствовать умению воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней. Личностные: проявлять личностное отношение к музыке, воспитывать любовь к музыке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | - Сравните произведения П.И. Чайковского «Утренняя молитва» и произведение Э.Грига «Утро». - Чем они схожи? - Чем различны? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Пришло время подвести итог нашего урока. - С каким разделом мы сегодня начали знакомство? («День, полный событий») Мы говорили об образах утренней природы в музыке. - Вспомните имя русского композитора, рассказавшего нам о спокойном душевном состоянии ребёнка в момент его разговора с Богом? (Пётр Чайковский) - Как называется эта пьеса? («Утренняя молитва») - Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (ответы обучающихся) «Утреннюю молитву» Петра Чайковского мы сравнивали с фрагментом симфонической сюиты норвежского композитора. - Назовите его имя? (Эдвард Григ) - Как называется фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт», который мы слушали и анализировали? («Утро») - Какой мы увидели утреннюю природу в сочинении Э. Грига? (ответы обучающихся) Имя ещё одного русского композитора звучало сегодня у нас на уроке. Это композитор очень выразительно нарисовал нам картину рассвета. - Назовите его имя? (Модест Мусоргский) - Что вы помните об этом композиторе? - Вспомните название произведения, прослушанного нами на уроке? («Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина») | Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: вспомнить информацию о композиторах, которые упоминались на уроке. Предметные: обобщить знания, полученные на уроке. Личностные: проявлять личностное отношение к композиторам, произведениям, музыке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Молодцы! Давайте завершим наш урок песней Юрия Чичкова на слова И. Белякова «Музыкант-турист». 1. На плечах рюкзак тяжёлый, но турист не унывал. Музыкант-турист весёлый шёл и песню сочинял. Припев. Всё смеялось, улыбалось: солнце, небо и земля. У туриста получалось: тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля! Тра-ля-ля-ля-ля! 2. Пели сойки и синицы, расходились — не унять. Человеку эти птицы помогали сочинять. 3. Пели зайки на лужайке, мишка бурый влез на пень — заиграл на балалайке, затрубил в трубу олень. 4. Наш турист руками трогал золотые облака, и была ему дорога удивительно легка. ПЕНИЕ: «Музыкант-турист» Ю. Чичков, И. Беляков МИНУС Молодцы! Сегодня хорошо работали. Спасибо за урок! | Коммуникативные: учиться исполнять песни. Регулятивные: самоопределение. Познавательные: размышлять о музыке с личной оценкой её содержания. Предметные: разучивание песни Юрия Чичкова на слова И.Белякова «Музыкант-турист». Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке, воспитывать любовь к музыке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Иллюстрируйте «Утреннюю молитву» П. Чайковского или «Утро» Э. Грига |
Обеспечение эффективности функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением её анализировать. С помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации и их чувствительность к управленческим воздействиям, вырабатывается экономическая стратегия её развития.
Экономический анализ является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Поэтому овладение методикой экономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной деятельности. Благодаря знанию техники и технологии анализа экономисты, финансисты, бухгалтеры, аудиторы и другие специалисты экономического профиля смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы.
Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем усвоения методологических основ и приобретения практических навыков экономического анализа, необходимых в практической работе.
Экономический анализ является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей. Он обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно- финансовой деятельности организации.
В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность, оперативность и объективность которой позволяет всем участникам хозяйственного оборота представить и понять финансовое состояние и финансовые результаты деятельности конкретной компании. На этой основе предприниматели и другие заинтересованные лица могут делать необходимые и полезные выводы, оценивать экономические перспективы и финансовые риски, принимать оптимальные управленческие решения.