Методика построена на сочетании различных методов анализа и на изучении широкого круга факторов и показателей для получения объективной оценки деятельности предприятия. Ее можно применять как отдельными предприятиями и организациями при сравнении с предшествующими или базовыми периодами, так и головными предприятиями, так и деятельности нескольких дочерних предприятий. Положение предприятия на внутреннем и внешнем рынке целесообразно оценивать в разрезе экономических субъектов и в следующем порядке:
1. Изучение позиции государства и его влияние на отрасль
2. Изучение состояния отрасли и отраслевых тенденций
3. Изучение внутреннего состояния предприятия и определение перспективных направлений его развития
Сначала необходимо оценит какие условия функционирования создаются государством, учитываются общие экономические показатели, деятельность государственных органов по отношению к отрасли, проводится анализ макроокружения. Влияние государства на положение отрасли и предприятия можно определить по следующим факторам – увеличение ВВП на душу населения и динамика темпов роста ВВП; укрепление стабильности курса национальной валюты; процент по привлеченным кредитным ресурсам; объём и динамика инвестиций в отрасль, таможенные пошлины. Следующи этапом оценивается потенциал отрасли, при оценке отраслевых факторов уделяется развитию техники и ехнологиям, рыночным отношениям, возможности появления новых конкурентов, исследуется среда непосредственного окружения предприятия. Состояние отрасли оценивается по следующим факторам: 1. Изменение темпов роста натурального показателя производства продукции
|
|
2. Наличие отраслевых ассоциаций и объединений
3. Динамика и тенденция выпуска
4. Изменение емкости рынка и т.д.
На государство и отрасль отдельное предприятие значения не оказывают, определённое влияние могут окзывать отраслевые ассоциации и объединения. Поэтому подход к оценке немного другой, отличающийся от применяемого для государства и отрасли. Прежде чем оценить положение на рынке следует ответить на 4 важнейших вопроса:
1. Как предприятие оценивают клиенты (аспект клиента)
2. Какие процессы могут обеспеситьь предприятию конкурентыне преимущества(производственный аспект)
3. Каким образом можно достичь улучшение предприятия (инновационный аспект)
4. Как оценивают предприятие акционеры и кредиторы (финансовый аспект)
Составной частью является кадровый аспект, который характеризует слаженную работу персонала всех подразделений, обучение и мотивацию, рациональную организацию производства. Аспект клиента включает следующие показатели:
|
|
1. Соотношение разовых и постоянных заказчиков
2. Общее количество заказчиков
3. Длительность производственного цикла
4. Удобство территориального расположения
Внутрипоизвожственный аспект:
1. Коэффициент использования производственной мощности
2. Показатели выпуска продукции
3. Фондоотдача, материалоотдача
4. Контроль качества
Инновационный аспект:
1. Планирование и внедрение новых видов техники и технологии
2. Планирование и освоение новых видов продукции
3. Расширение производственных возможностей предприятия, расширение рынков сбыта.
Финансовый аспект:
1. Динамика прибыли
2. Показатели рентабельности
3. Платежеспособность
4. Финансовая устойчивость предприятия
Кадровый аспект:
1. Динамика численности персонала
2. Средняя заработная плата
3. Производительность труда