Другой, который мы от века

Культура проявляется как чисто человеческое достояние, как феномен, которого не существует в природе без участия человека, следовательно, она может быть представлена как совокупный опыт человечества в духовном и материальном плане.

Корреспонденция счетов по учету страховых взносов

Таблица 15.4

№п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Отражаются страховые взносы от суммы оплаты труда:    
· работников основного производства    
· работников вспомогательного производства    
· общепроизводственного персонала    
· общехозяйственного персонала    
· работников, занятых продажей продукции    
· работников, занятых продажей и прочим выбытием активов    
· начисленных за счет резервов предстоящих расходов    
· работников, занятых ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств    
  Отражается погашение задолженности по перечислению страховых взносов    
  Отражаются пособия, начисленные за счет средств социального страхования    

Как давно человечество существует на Земле? Археологические находки дают возможность предположить, что 6 млн. лет назад преавстралопитеки афаренсис уже существовали в Африке (Сомали). 1,9 млн. лет назад появляется человек прямостоящий, в эпоху палеолита началось расселение питекантропов в Азию и Европу, появились первые орудия труда из гальки, сформировался человек умелый. Приблизительно 1 млн. лет назад неандертальцы и кроманьонцы начали строить первые жилища, человек научился пользоваться огнем (добывать и поддерживать его) – возник человек разумный. Современные данные говорят о том, что уже 195 тыс. лет тому назад люди антропологически не отличались от нас, а интеллектуально были способны к абстрактному мышлению, порождая примитивные формы искусства. [7]

Понятие «культура» в привычном контексте вроде бы самоочевидное явление: им пользуются и философы, и социологи, и обычные люди, причем это понятие относится к вещам, хорошо известным и не вызывающим сомнения.

В то же время оно плохо поддается формулированию, так как является вместилищем многозначных проявлений, неопределенных и многослойных представлений, раскрывающих какие-то отдельные аспекты культуры, иначе говоря, под одним и тем же словом понимаются различные вещи и явления. Пытаясь собрать их вместе, чтобы объяснить сущностные стороны этого понятия-явления, мы получаем невероятно сложную по содержимому кучу всяческих ее интерпретаций, не создающих целостное представление о предмете размышлений.

Внешне культура предстает как сложный конгломерат взаимодействующих знаний, стереотипов отношений, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщенных видений мира и т.д. Термин «культура» был введен в научный оборот в 19 веке (в оборот европейской социальной мысли во второй половине 17 столетия). Но представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «культура» происходит от латинского (colere), означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека. В то же время «культура» со времен Марка Тулия Цицерона (106-43 г.г. до н.э) означала «воспитание», «образование» и «развитие» в отношении человека; но, впрочем, просматривается связь латинских терминов «культура» и «культ» (cuel) как почитание, поклонение.

Исторически в это понятие вкладывался самый разный смысл. Эллины, говоря о культуре, тем самым демонстрировали свое отличие от «диких, некультурных варваров», считая, что существующий и понимаемый ими порядок окружающего отражает представление о мире как о разумном строе вещей. В Средние века доминировали признаки культуры как личного совершенства и трансцендентности (Бог как высшее существо творит мир по собственной воле, неизвестно из чего). В эпоху Возрождения культура стала олицетворением соответствия гуманистическому идеалу.[8] С точки зрения просветителей 18 века культура означала «разумность», реализуемую в организации общественных порядков, политических учреждений, измеряемую достижениями в области науки и искусства. С сегодняшних бытовых позиций «человек культурный –это человек воспитанный, он не плюет на пол, не сморкается с помощью двух пальцев, не употребляет неприличных слов, - короче, ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона».[9]

Чем более мы углубляемся в рассмотрение понятия «культура», знакомимся с рассуждениями на этот счет известных философов, социологов, культурологов, тем все более сложным и многообразным и неопределенным становится предмет культуры, ее сфера и границы. По некоторым данным в настоящее время в мире существует несколько сотен определений понятия «культура», предложенных исследователями в области культурологии. Для того чтобы все-таки осмыслить, что может являть собою культура, целесообразно обратиться к привычной для нас возможности применить некие искусственные приемы превращения сложного в более простое и доступное нашему пониманию. Например, опираясь на онтологические позиции [10] , выделить наиболее типичные ее черты и особенности и с их помощью попытаться разделить или скомпоновать все известные определения культуры в виде нескольких основных типов.

В этом случае мы получаем четыре типологических определения:

- культура как идеи, то есть нечто, находящееся в умах членов человеческих сообществ в виде знаний, верований, отношений, ценностей, идеалов и т.п., обеспечивающих способы совместной жизни людей;

- культура как идеи и поведение, то есть общепринятые знания и стереотипы поведения и общения, верований, совокупность принятых ценностей, которые характерны для отдельного сообщества;

- культура как идеи, поведение и образцы материального воплощения культуры - материальные артефакты [11], то есть эксплицитные и имплицитные стереотипы поведения, приобретенные и передаваемые как совокупный социально-исторический опыт в виде неких символов;

- культура как информация, которая создается или принимается, отыскивается, передается, используется и даже утрачивается(культура как мир знаков и значений).

Интерпретируя эти типовые определения, мы понимаем, что культура охватывает предельно широкий мир разнообразных явлений и может быть представлена состоящей из:

· совокупности идей, знаний, ценностей, норм, предметов творчества, материальных продуктов человеческой деятельности;

· системы отношений производственных, социальных, духовных;

· принципов и форм организации жизни естественной, социальной, духовной;

· уровней потребностей, возможностей и способностей;

· способов понимания опыта и сохранения непрерывности человеческогобытия.

Согласно приведенной типологии обозначений культуры во всех перечисленных типах культура хранит, транслирует, генерирует конкретные программы деятельности, поведения и общения. Культура фиксирует их в виде разных знаковых систем. Следовательно, знаковые системы выступают как общая форма хранения и передачи информации в стационарных и динамических реализациях, по вертикали временного исторического среза и горизонталям актуальных пространственных взаимодействий.

Культура являет собой искусственно созданную среду обитания и самоосуществления. Процесс освоения (восприятия, понимания, усвоения) различных знаковых систем означает, что культура выступает также в качестве механизма регуляции социальных отношений, поскольку знаковые системы упорядочивают поведение людей и делают возможным совместный способ их существования. Любые феномены культуры являются по существу семиотическими образованиями. К примеру, во всех определениях культуры присутствует понятие идеи (как смысла).[12] «Смысл» в культуре представляет собой факт сознания, становящийся посредством с емиотизации фактом культуры. Это возможнотолько в результате воплощения или отражения возникающей идеи (смысла) в определенной знаковой форме: в виде слов, визуальных или аудиальных образов. Значит, смысловое поле задается возможностями знаковых систем культуры.

Онтологически, то есть по своей сути, человек не только и не столько продукт природы, сколько продукт воспитания и самовоспитания.

Любой человек в процессе взросления, вхождения в сообщество и общественные отношения, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него. Он осваивает социальный опыт предшественников (этот процесс именуется процессом социализации). Таким образом, образование и воспитание - это не что иное, как овладение культурой, обуславливающее поведение, деятельность человека, плоды его труда, и одновременно процесс передачи культуры через знаковые системы от одного поколения другому.

Между тем Н .А. Бердяев, русский философ (1874 – 1948), ясно выразил противоречивость процесса социализации (следовательно, и культуры) в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности, а также между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, наконец, между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме[13].

В представлениях Эдварда Сепира, одного из основоположников культурологии и теоретика языкознания, человек проявляет свою человеческую сущность как носитель культуры. Подлинная культура – это культура внутренняя, вырастающая из потребностей, коренных интересов и желаний ее носителей.

Б.А. Успенский, известный представитель семиотического направления, определяет культуру как некую систему, стоящую между человеком (как социальной единицей) и окружающей его действительностью, т.е. как механизм переработки и организации информации, поступающей из внешнего мира[14].

В.С.Библер трактует культуру как форму человеческого бытия или общения[15].

По выражению Питирима А. Сорокина, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Одновременно с этими процессами человек вносит в культурный слой и свой вклад, тем самым обогащая его[16]. Поэт Н. Заболоцкий выразил это известными строками:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: