Культура проявляется как чисто человеческое достояние, как феномен, которого не существует в природе без участия человека, следовательно, она может быть представлена как совокупный опыт человечества в духовном и материальном плане.
Корреспонденция счетов по учету страховых взносов
Таблица 15.4
№п/п | Содержание факта хозяйственной деятельности | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Отражаются страховые взносы от суммы оплаты труда: | |||
· работников основного производства | |||
· работников вспомогательного производства | |||
· общепроизводственного персонала | |||
· общехозяйственного персонала | |||
· работников, занятых продажей продукции | |||
· работников, занятых продажей и прочим выбытием активов | |||
· начисленных за счет резервов предстоящих расходов | |||
· работников, занятых ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств | |||
Отражается погашение задолженности по перечислению страховых взносов | |||
Отражаются пособия, начисленные за счет средств социального страхования |
Как давно человечество существует на Земле? Археологические находки дают возможность предположить, что 6 млн. лет назад преавстралопитеки афаренсис уже существовали в Африке (Сомали). 1,9 млн. лет назад появляется человек прямостоящий, в эпоху палеолита началось расселение питекантропов в Азию и Европу, появились первые орудия труда из гальки, сформировался человек умелый. Приблизительно 1 млн. лет назад неандертальцы и кроманьонцы начали строить первые жилища, человек научился пользоваться огнем (добывать и поддерживать его) – возник человек разумный. Современные данные говорят о том, что уже 195 тыс. лет тому назад люди антропологически не отличались от нас, а интеллектуально были способны к абстрактному мышлению, порождая примитивные формы искусства. [7]
|
|
Понятие «культура» в привычном контексте вроде бы самоочевидное явление: им пользуются и философы, и социологи, и обычные люди, причем это понятие относится к вещам, хорошо известным и не вызывающим сомнения.
В то же время оно плохо поддается формулированию, так как является вместилищем многозначных проявлений, неопределенных и многослойных представлений, раскрывающих какие-то отдельные аспекты культуры, иначе говоря, под одним и тем же словом понимаются различные вещи и явления. Пытаясь собрать их вместе, чтобы объяснить сущностные стороны этого понятия-явления, мы получаем невероятно сложную по содержимому кучу всяческих ее интерпретаций, не создающих целостное представление о предмете размышлений.
|
|
Внешне культура предстает как сложный конгломерат взаимодействующих знаний, стереотипов отношений, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщенных видений мира и т.д. Термин «культура» был введен в научный оборот в 19 веке (в оборот европейской социальной мысли во второй половине 17 столетия). Но представление о культуре возникло значительно раньше.
Слово «культура» происходит от латинского (colere), означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека. В то же время «культура» со времен Марка Тулия Цицерона (106-43 г.г. до н.э) означала «воспитание», «образование» и «развитие» в отношении человека; но, впрочем, просматривается связь латинских терминов «культура» и «культ» (cuel) как почитание, поклонение.
Исторически в это понятие вкладывался самый разный смысл. Эллины, говоря о культуре, тем самым демонстрировали свое отличие от «диких, некультурных варваров», считая, что существующий и понимаемый ими порядок окружающего отражает представление о мире как о разумном строе вещей. В Средние века доминировали признаки культуры как личного совершенства и трансцендентности (Бог как высшее существо творит мир по собственной воле, неизвестно из чего). В эпоху Возрождения культура стала олицетворением соответствия гуманистическому идеалу.[8] С точки зрения просветителей 18 века культура означала «разумность», реализуемую в организации общественных порядков, политических учреждений, измеряемую достижениями в области науки и искусства. С сегодняшних бытовых позиций «человек культурный –это человек воспитанный, он не плюет на пол, не сморкается с помощью двух пальцев, не употребляет неприличных слов, - короче, ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона».[9]
Чем более мы углубляемся в рассмотрение понятия «культура», знакомимся с рассуждениями на этот счет известных философов, социологов, культурологов, тем все более сложным и многообразным и неопределенным становится предмет культуры, ее сфера и границы. По некоторым данным в настоящее время в мире существует несколько сотен определений понятия «культура», предложенных исследователями в области культурологии. Для того чтобы все-таки осмыслить, что может являть собою культура, целесообразно обратиться к привычной для нас возможности применить некие искусственные приемы превращения сложного в более простое и доступное нашему пониманию. Например, опираясь на онтологические позиции [10] , выделить наиболее типичные ее черты и особенности и с их помощью попытаться разделить или скомпоновать все известные определения культуры в виде нескольких основных типов.
В этом случае мы получаем четыре типологических определения:
- культура как идеи, то есть нечто, находящееся в умах членов человеческих сообществ в виде знаний, верований, отношений, ценностей, идеалов и т.п., обеспечивающих способы совместной жизни людей;
- культура как идеи и поведение, то есть общепринятые знания и стереотипы поведения и общения, верований, совокупность принятых ценностей, которые характерны для отдельного сообщества;
- культура как идеи, поведение и образцы материального воплощения культуры - материальные артефакты [11], то есть эксплицитные и имплицитные стереотипы поведения, приобретенные и передаваемые как совокупный социально-исторический опыт в виде неких символов;
- культура как информация, которая создается или принимается, отыскивается, передается, используется и даже утрачивается(культура как мир знаков и значений).
Интерпретируя эти типовые определения, мы понимаем, что культура охватывает предельно широкий мир разнообразных явлений и может быть представлена состоящей из:
|
|
· совокупности идей, знаний, ценностей, норм, предметов творчества, материальных продуктов человеческой деятельности;
· системы отношений производственных, социальных, духовных;
· принципов и форм организации жизни естественной, социальной, духовной;
· уровней потребностей, возможностей и способностей;
· способов понимания опыта и сохранения непрерывности человеческогобытия.
Согласно приведенной типологии обозначений культуры во всех перечисленных типах культура хранит, транслирует, генерирует конкретные программы деятельности, поведения и общения. Культура фиксирует их в виде разных знаковых систем. Следовательно, знаковые системы выступают как общая форма хранения и передачи информации в стационарных и динамических реализациях, по вертикали временного исторического среза и горизонталям актуальных пространственных взаимодействий.
Культура являет собой искусственно созданную среду обитания и самоосуществления. Процесс освоения (восприятия, понимания, усвоения) различных знаковых систем означает, что культура выступает также в качестве механизма регуляции социальных отношений, поскольку знаковые системы упорядочивают поведение людей и делают возможным совместный способ их существования. Любые феномены культуры являются по существу семиотическими образованиями. К примеру, во всех определениях культуры присутствует понятие идеи (как смысла).[12] «Смысл» в культуре представляет собой факт сознания, становящийся посредством с емиотизации фактом культуры. Это возможнотолько в результате воплощения или отражения возникающей идеи (смысла) в определенной знаковой форме: в виде слов, визуальных или аудиальных образов. Значит, смысловое поле задается возможностями знаковых систем культуры.
Онтологически, то есть по своей сути, человек не только и не столько продукт природы, сколько продукт воспитания и самовоспитания.
Любой человек в процессе взросления, вхождения в сообщество и общественные отношения, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него. Он осваивает социальный опыт предшественников (этот процесс именуется процессом социализации). Таким образом, образование и воспитание - это не что иное, как овладение культурой, обуславливающее поведение, деятельность человека, плоды его труда, и одновременно процесс передачи культуры через знаковые системы от одного поколения другому.
|
|
Между тем Н .А. Бердяев, русский философ (1874 – 1948), ясно выразил противоречивость процесса социализации (следовательно, и культуры) в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности, а также между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, наконец, между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме[13].
В представлениях Эдварда Сепира, одного из основоположников культурологии и теоретика языкознания, человек проявляет свою человеческую сущность как носитель культуры. Подлинная культура – это культура внутренняя, вырастающая из потребностей, коренных интересов и желаний ее носителей.
Б.А. Успенский, известный представитель семиотического направления, определяет культуру как некую систему, стоящую между человеком (как социальной единицей) и окружающей его действительностью, т.е. как механизм переработки и организации информации, поступающей из внешнего мира[14].
В.С.Библер трактует культуру как форму человеческого бытия или общения[15].
По выражению Питирима А. Сорокина, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Одновременно с этими процессами человек вносит в культурный слой и свой вклад, тем самым обогащая его[16]. Поэт Н. Заболоцкий выразил это известными строками:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,