Вопрос. Традиционно пед психология рассматривается в составе трех разделов: психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения

Вопрос.

Традиционно пед психология рассматривается в составе трех разделов:

  1. психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной Я-концепции ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения направленных на формирование знаний, умений, навыков;
  2. психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса;
  3. психология пед деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионального становления. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри пед коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций.

Зимняя в структуру пед психологии включает следующие компоненты:

  1. психология образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности);
  2. психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающиеся;
  3. психология пед деятельности (единство обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);
  4. психология учебно-педагогического в сотрудничестваи общения.

На современном этапе пед психология все более дифференцируется и представлена тремя направлениями:

  1. психология высшей школы (высшего образования);
  2. пед психология школьного обучения;
  3. психология профессионального образования.

Методы – это те приемы и средства, с помощью которых оказывается возможным получить достаточные данные об исследуемом объекте. Основываясь на таких методологических принципах как систематичность, комплексность, принцип развития, единства сознания и деятельности, пед психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов. Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие – дополнительные.

Классификация методов психолого-педагогических исследований:

  1. в группу основных методов включают наблюдение и эксперимент;
  2. в группу вспомогательных включают анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, профессиографию.

Наблюдение наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психолого-педагогические явления в различных условиях обучения и воспитания без вмешательства в их течение. Данный метод представляет собой восприятие объекта наблюдения с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов.

Виды наблюдения:

  1. житейское – ограничивается регистрацией фактов, носит случайный неорганизованный характер; научное – является организованным, предполагает четкий план, фиксацию в дневнике наблюдений и выводы;
  2. включенное – предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; невключенное – не предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает, наблюдение со стороны.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психолого-педагогических явлений.

Виды эксперимента:

  1. по месту проведения
    • лабораторный – протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;
    • естественный – предполагает изучение, осуществляемое в обычных условиях;
  2. по цели проведения

· констатирующий – предполагает изучение необходимых психолого-педагогических явлений, определяет факт;

· формирующий – предусматривает, что в процессе эксперимента развиваются определенные качества обучаемых;

· контрольный – предусматривает, что по результатам эксперимента определяются изменения, свидетельствующие об эффективности предложенной развивающей программы.

Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психолого-педагогических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности обучающихся. Целенаправленный систематический анализ сочинений, изложений, устных и письменных ответов учащихся способствует пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими предмета, отношения к школе, к учебному предмету, к педагогу и т.д.

Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос бывает письменным (анкетирование)и устный (интервью, беседа).

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых знаний и навыков, личностных характеристик. Тест – это кратковременные, одинаковые для всех испытуемых задания, по результатам которых определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

Метод профессиографии – метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о педагогической деятельности и ее организации с различных сторон. Результатом профессиографии являются профессиоргаммы или сводки данных о процессе труда учителя, а также психограммы.

Тема 1.2. становление пед психологии как науки

  1. Возникновение пед психологии (1й этап)
  2. 2ой этап становления пед психологии
  3. Разработка теоретических основ пед психологии на 3ем этапе ее становления
  4. Возникновение и развитие пед психологии в РБ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: