Один из представителей немецкой философии, являющийся субъективным идеалистом и агностиком

Задания для СРС

Методические рекомендации к лекции

Выводы

В немецкой классической философии последователями И.Канта был преодолен его скептицизм и агностицизм.

Фихте, Шеллинг и Гегель в своих оригинальных системах, по сути, предложили принцип тождества бытия и мышления, дававшего возможность адекватного познания и понимания мира. Мышление правильно познает мир бытия, потому что суть одно и тоже.

Идеалистическому видению проблемы познания Л. Фейербах противопоставил материалистическое, сказав, что между мышлением и бытием (природой) складывается единство, а не тождество.

Вопрос о соотношении бытия и мышления в теории познания возвращается в область онтологии к основному вопросу философии: что первично – материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?

Данная тема касается рассмотрения особенностей процесса познания человеком внешнего мира. Следует обратить внимание на то, что это гносеологическая проблема.

Гегель продолжает традицию, основанную еще Сократом, и не сводит сущность человека ни к природному, ни к чисто социальному началу. Сверхприродное в человеке – мышление – божественного происхождения: вот ключ к пониманию данной темы. А так как Гегель понимает реальность как некую абсолютную идеальную сущность, она развертывается везде в мире. Следовательно, она сама себя познает, и тождественна сама себе. Мышление человека сливается с познаваемым предметом, забыв о своей ограниченности. Мысль есть принцип и сущность мира. Вы можете заметить, что таким образом проявляется гносеологический оптимизм Гегеля: «Мир познаваем, потому что мышление и бытие суть одно».

& Литература

Гриненко Г.В. История философии. Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 206-242.

Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: Юнити, 2001. – С. 172-191.

Философия. Учебник. Под ред. Губина. – М., 2001. – С. 177-179.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1.Воспроизведите диалектику «Я» и «не-Я» учения о сознании Фихте.

2.Открылся ли «Другой» у Фихте?

3.Воспроизведите диалектику природы Шеллинга.

Репродуктивно-практический уровень:

1.Изложите, каким образом, Шеллинг заложил основы учения о диалектике Природы, или объективной диалектике?

2.Покажите становление трансцендентального идеализма в творчестве Шеллинга на примере цитат из его работ.

Творческий уровень:

1. В чем заключался агностицизм И.Канта и как Г.Гегель его преодолевает? Представьте возможную полемику Канта и Гегеля в вопросе познаваемости мира.

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Проанализируйте как субъективный идеализм Фихте связан с Кантовским трансцендентализмом.

2. Как Фихте понимает активность, деятельность абсолютного субъекта.

3. Дайте анализ шеллинговского понимания тождества субъекта и объекта.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1. Осмыслите следующее положение: в натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души.

2.Раскройте шеллинговское понимание возникновения многообразия из первоначального единства, тождества субъективного и объективного как «творческого акта».

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Напишите реферат на следующие темы: «Интеллектуальная интуиция как способ нерационального познания», «Гегелевское понимание тождества бытия и мышления».

2. Проанализируйте в виде сочинения – эссе мысль Фейербаха: «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляет ее от человека и представляет ее как самостоятельное существо».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

А) И.Кант D) Г.Гегель

В) Й.Г.Фихте E) Л.Фейербах

С) Ф.В.Шеллинг

2.«Быть свободным – значит сделать себя свободным. Свобода – это деятельность по познанию необходимости и деятельность по относительному увеличению области «Я» за счет области «Не-Я» в рамках единого Абсолюта», - так считал

A) И.Кант D) Г.Гегель

B) И.Фихте E) Л.Фейербах

C) Ф.В.Шеллинг

3. Создателем наиболее последовательной и развернутой системы объективного идеализма является:

A) И.Кант D) Г.Гегель

B) И.Фихте E) Л.Фейербах

C) Ф.В.Шеллинг

4. Данного представителя немецкой классической философии высоко ценил Ф.Энгельс, называя его «богом упоенный пророк»:

А) И.Канта D) Г.Гегеля

В) И.Фихте E) Л.Фейербаха

С) Ф.В.Шеллинга


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: