Задания для СРС
Методические рекомендации к лекции
Выводы
В немецкой классической философии последователями И.Канта был преодолен его скептицизм и агностицизм.
Фихте, Шеллинг и Гегель в своих оригинальных системах, по сути, предложили принцип тождества бытия и мышления, дававшего возможность адекватного познания и понимания мира. Мышление правильно познает мир бытия, потому что суть одно и тоже.
Идеалистическому видению проблемы познания Л. Фейербах противопоставил материалистическое, сказав, что между мышлением и бытием (природой) складывается единство, а не тождество.
Вопрос о соотношении бытия и мышления в теории познания возвращается в область онтологии к основному вопросу философии: что первично – материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?
Данная тема касается рассмотрения особенностей процесса познания человеком внешнего мира. Следует обратить внимание на то, что это гносеологическая проблема.
|
|
Гегель продолжает традицию, основанную еще Сократом, и не сводит сущность человека ни к природному, ни к чисто социальному началу. Сверхприродное в человеке – мышление – божественного происхождения: вот ключ к пониманию данной темы. А так как Гегель понимает реальность как некую абсолютную идеальную сущность, она развертывается везде в мире. Следовательно, она сама себя познает, и тождественна сама себе. Мышление человека сливается с познаваемым предметом, забыв о своей ограниченности. Мысль есть принцип и сущность мира. Вы можете заметить, что таким образом проявляется гносеологический оптимизм Гегеля: «Мир познаваем, потому что мышление и бытие суть одно».
& Литература
Гриненко Г.В. История философии. Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 206-242.
Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: Юнити, 2001. – С. 172-191.
Философия. Учебник. Под ред. Губина. – М., 2001. – С. 177-179.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1.Воспроизведите диалектику «Я» и «не-Я» учения о сознании Фихте.
2.Открылся ли «Другой» у Фихте?
3.Воспроизведите диалектику природы Шеллинга.
Репродуктивно-практический уровень:
1.Изложите, каким образом, Шеллинг заложил основы учения о диалектике Природы, или объективной диалектике?
2.Покажите становление трансцендентального идеализма в творчестве Шеллинга на примере цитат из его работ.
Творческий уровень:
1. В чем заключался агностицизм И.Канта и как Г.Гегель его преодолевает? Представьте возможную полемику Канта и Гегеля в вопросе познаваемости мира.
Уровень репродуктивной деятельности:
|
|
1. Проанализируйте как субъективный идеализм Фихте связан с Кантовским трансцендентализмом.
2. Как Фихте понимает активность, деятельность абсолютного субъекта.
3. Дайте анализ шеллинговского понимания тождества субъекта и объекта.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Осмыслите следующее положение: в натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души.
2.Раскройте шеллинговское понимание возникновения многообразия из первоначального единства, тождества субъективного и объективного как «творческого акта».
Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите реферат на следующие темы: «Интеллектуальная интуиция как способ нерационального познания», «Гегелевское понимание тождества бытия и мышления».
2. Проанализируйте в виде сочинения – эссе мысль Фейербаха: «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляет ее от человека и представляет ее как самостоятельное существо».
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
А) И.Кант D) Г.Гегель
В) Й.Г.Фихте E) Л.Фейербах
С) Ф.В.Шеллинг
2.«Быть свободным – значит сделать себя свободным. Свобода – это деятельность по познанию необходимости и деятельность по относительному увеличению области «Я» за счет области «Не-Я» в рамках единого Абсолюта», - так считал
A) И.Кант D) Г.Гегель
B) И.Фихте E) Л.Фейербах
C) Ф.В.Шеллинг
3. Создателем наиболее последовательной и развернутой системы объективного идеализма является:
A) И.Кант D) Г.Гегель
B) И.Фихте E) Л.Фейербах
C) Ф.В.Шеллинг
4. Данного представителя немецкой классической философии высоко ценил Ф.Энгельс, называя его «богом упоенный пророк»:
А) И.Канта D) Г.Гегеля
В) И.Фихте E) Л.Фейербаха
С) Ф.В.Шеллинга