Методические рекомендации к лекции. Проблемы соотношения бытия и небытия досталась философии от восточной метафизики

Выводы

Проблемы соотношения бытия и небытия досталась философии от восточной метафизики. «Все вещи возникают из бытия, а бытие из небытия». В дальнейшем, в ходе развития философии это соотношение изменилось: статус небытия неожиданно получило сознание, так как оно не материально, следовательно, не существует. А все вещественное свелось к материальному. В результате, небытие в метафизическом понимании исчезло, осталось противопоставление материи и сознания. С метафизической точки зрения бытие едино в различных проявлениях сущего. Сознание, дух, мышление – проявления бытия. Следовательно, основной вопрос философии оказывается основным вопросом науки. Философия, понимаемая как метафизика, различая бытие и не-бытие, не должна раскалывать бытие и противопоставлять его части друг другу. Философия не должна превращать свою деятельность в борьбу двух направлений – материализма и идеализма, а пытаться понять бытие в его многослойности, изучать сознание.

Бытие на языке метафизики фиксирует опыт встреч мира и мысли с небытием. В бытии все лишь продолжается, но ничего не начинается и не кончается. Поэтому жизненная формула-пароль бытия всегда одна и та же: «В этом что-то есть…», или «Это ещё не конец».

При изучении данной темы необходимо уяснить суть философского понимания материи. Обратите внимание на то, как менялось представление о материи в истории философии. Сфокусируйте внимание на «исчезновении материи» в XIX веке. В этой связи осмыслите определение материи, данное В. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Подумайте, может ли материя мыслить? Подумайте - мир един или двойственен? Какие еще имеются варианты ответа на этот вопрос?

& Литература

Аристотель. Метафизика. // Соч. В 4-х тт. Т.1. – М.,1976.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. проф. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Т.2. Гл.5, 6.

Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – М., 1927.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 76, 423, 407, 462.

Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М.: Тон, 2001. – С. 264-285.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Что такое онтология?

2. Что такое метафизика?

3. С чем связано отождествление метафизики и онтологии?

Репродуктивно-практический уровень:

1.Как представлена идея творения мира в религиозной картине мира? В чем смысл креационизм?

2.Как представлена проблема бытия и небытия в древнеиндийской и древнекитайской метафизике?

3.Сравните мифологическую и мистическую картины миротворения. Кто представил мистическую идею миротворения?

Критически-творческий уровень:

1.Как в философии решается проблема соотношения бытия и небытия? Оцените постановку этой проблемы в истории философии.

2. Подумайте, может ли материя мыслить?

3. Основной вопрос философии: что первично – материя или сознание, - актуален ли для современной онтологии? Каково метафизическое решение т.н. основного вопроса философии? Правомерно ли разбивать единое бытие на материю и дух, противопоставляя их?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: