В) Общество E) Народ
Задания для СРС
Методические рекомендации к лекции
Выводы
Итак, предметом социальной философии выступает общество, социум как упорядоченное единое. Общество представляет собой социальную систему, которая выступает как единство элементов и их взаимоотношений. Многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности людей. Человеческая деятельность представляет собой сущность, первооснову всего социального.
Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя такие проблемы, как направленность совершающихся в обществе изменений и источники, факторы, причины изменений в обществе. Важным фактором существования общества являются общечеловеческие ценности.
При изучении темы учтите многообразие подходов к объяснению феномена общества. Особое внимание обратите на современные концепции толкования общества, которые более подробно изложены в трудах философов. Для этого обратитесь к рекомендуемой литературе. Необходимо усвоение и понимание законов общественного развития, осознание механизмов социальных изменений.
|
|
Обратите внимание на исторические измерения социального бытия, на важность аксиологического измерения общественного развития.
& Литература
Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2002. – С. 40-53, 90-101.
Пигров К.С. Социальная философия. Учебник. – СПб., 2000.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 429-673.
Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1995. – С. 29-89.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 30-82.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Что такое общество? Приведите несколько формулировок.
2. Что такое исторический процесс?
3. Что такое социализация общества?
Репродуктивно-практический уровень:
1.Что составляет предмет социальной философии?
2. Из каких основных положений исходит А.Бергсон в своем различении открытого и закрытого общества?
3. В чем заключается концепция единства истории К.Ясперса?
Творческий уровень:
1. В чем состоят особенности суммативного и субстанциального подходов в понимании общественного прогресса?
2. В чем состоит принципиальное отличие попперовской концепции открытого общества от бергсоновского?
3. Как связаны между собой социальные ценности и социализация личности?
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Составьте терминологический словарь по теме.
2. Законспектируйте современные философские концепции общества по монографии Д..Н.Нурманбетовой «Проблемы современной философии».
|
|
3. Запишите 3-5 различных определений общества.
Уровень репродуктивно- практической деятельности:
1.Подготовьте рефераты на темы (на выбор):
· «Общество в социально-философском измерении»
· «Историческая динамика общества»
· «Структура общества»
· «Философия гражданского общества»
2. Дайте письменные ответы на вопросы (на выбор):
· Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби.
· Смысл истории и её постижение в философии истории К. Ясперса.
Уровень критически-творческой деятельности:
1. Составьте Ваше мнение, как влияет становление рыночных отношений на социализацию личности.
2. Представьте Ваше видение ценностей евразийского сообщества.
3. Прокомментируйте слова А.Камю: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности».
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
1. Совокупность общественных связей, отношений и социальных институтов:
А) Семья D) Нация
2. Назовите автора концепции общественно-экономической формации:
А) О. Шпенглер D) К. Маркс
В) П. Сорокин Е) А. Тойнби
С) Н. Данилевский
3. Первый автор теории открытого общества:
А) Э. Фромм D) Д. Белл
В) К. Поппер Е) К. Маркс
С) А. Бергсон
4. Назовите автора теории «здорового» и «больного» общества:
А) Э. Фромм D) Д. Белл
В) К. Поппер Е) К. Маркс
С) А. Бергсон
5. Назовите автора, выдвинувшего в рамках единства истории концепцию осевого времени:
А) О. Шпенглер D) К. Маркс
В) П. Сорокин Е) А. Тойнби
С) К. Ясперс
Открытые задания со свободно конструируемым ответом
Дополните:
1. Раздел философии, непосредственно изучающий проблему общества, называется ….
2. Учение о ценностях именуется ….
3. Развитие человечества по восходящей линии называется …, по нисходящей – называется ….
Задания на установление соответствия:
Толкование общества: Суть:
1. Субъектное А) Общество – процесс коллективного бытия людей
2. Организационное В) Общество – самодеятельный коллектив людей
С) Общество – институциональная система