Общая характеристика организаций на определенных этапах жизненного цикла (ж.ц.)

Общие законы, на которых основывается менеджмент организации как самоуправляемой системы

1. Закон синергии: потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

2. Закон дополнения противоположно направленных внутриорганизационных процессов и функций: Каждый процесс и функция имеют свое отличие и специфику, и чем больше их разнообразие, тем эффективнее организационная система сможет их использовать в рамках целого, особенно если они противоположно направлены. Например, специализация и унификация, объединение и разделение и т.д.

3. Закон композиции: все должно быть подчинено общей цели, а индивидуальные цели являются конкретизацией общей цели.

4. Закон информированности: реальное положение вещей на фирме зависит от того, насколько члены организации владеют информацией о ее состоянии в будущем.

5. Закон онтогенеза: Жизнь любой организации состоит из трех основных фаз: становление развитие и угасание. Отсюда следствие: необходимо максимально сократить первую, удлинить вторую и отсрочить третью фазу.

6. Закон лидерства: любая организация не может работать лучше, чем ее лидер. Поэтому, чем выше уровень лидерства, тем эффективнее организация и наоборот.

Лекция 3. Специфика менеджмента на каждой стадии жизненного цикла организации

Существуют следующие этапы ж.ц. организаций: рождение, детство, юность, ранняя зрелость, окончательная зрелость, старение, возрождение.

РОЖДЕНИЕ организации связано с удовлетворением потребностей нового потребителя, занятием свободной рыночной ниши. Характерные черты:готовность рисковать, вера в успех, огромная трудоспособность и энтузиазм, небольшое количество сотрудников.

ДЕТСТВО - опасный период. Основная опасность связана с несоответствием роста организации в сравнении с развитием управленческого потенциала, который значительно отстает. Основатель и многолетний руководитель корпорации Хьюлетт Паккард Дэвид Паккард так образно охарактеризовал эту опасность: "Смерть в бизнесе часто случается не от голода, а от непереваривания". Поэтому, главная цель на этом этапе - объединять достижение краткосрочных успехов и бурного роста с поддерживанием курса на выживание в долгосрочном периоде.

ЮНОСТЬ - период перехода от общего, комплексного менеджмента, который осуществлялся командой единомышленников-основателей к дифференцированному (функциональному) менеджменту с использованием простых форм прогнозирования, планирования, маркетинга. Расчеты и обоснованные предложения специалистов приходят на смену интуитивным, рискованным решениям. В команде руководителей возникают противоречия в связи с появлением новых членов коллектива с узкоспециализированными знаниями. В этот период желательно, чтобы руководство организацией осуществлял ее основатель (а если равноправных основателей несколько??).

ЗРЕЛОСТЬ - проявляется в проникновении в новые сферы деятельности, расширении и дифференциации. Именно в этот период появляется бюрократия, поскольку возникает потребность в систематизации информации и формализации принятия решений. На стадии ранней зрелости наблюдается баланс роста и достижения устойчивой структуры и четкого управления. Организация становится заметной для конкурентов. Руководство становится все больше удовлетворенным логичностью и организованностью менеджмента. На стадии окончательной зрелости постепенно утрачивается интерес к адаптации, обновлению, децентрализации. К власти постепенно приходят опытные администраторы. Талантливых специалистов заменяют более послушные. Отмечается некоторая склонность к "почиванию на лаврах", так как фирма имеет достаточно сильную и стабильную рыночную позицию. Конкурентная борьба напряженная, но только в отношении существующих конкурентов - фирма четко охраняет завоеванную позицию на рынке. Но из поля зрения выпадают потенциальные конкуренты, производители товаров-заменителей. Если не принять соответствующие меры, то организация начинает терять свои позиции на рынке и происходит переход к этапу старения.

СТАРЕНИЕ - связано с властвованием бюрократии, наличием громоздких структур, раздутым аппаратом управления, игнорированием новых идей. Организация стоит на грани банкротства.

ВОЗРОЖДЕНЕИЕ - стадия, на которой к руководству приходит новая команда менеджеров, взгляды, умение и возможности которых дают шанс осуществить программы внутренней перестройки компании.

2. Практикум: из общего списка характеристик основных параметров организации выбрать те, которые соответствуют определенной стадии ж.ц. организации, занести в таблицу (приложение 1).

Основная задача: · Выход на рынок; · Обновление, развитие; · Поддержка роста в разных направлениях; · Закрепление успеха; · Продолжение существования; · Захват своего рынка; · Четкое администрирование, стабильность. Тип планирования: · Простые формы: поставки, бюджет; · Экстраполяция; · Формализованное, регулярное, специализированное; · Интуитивное; · Творческое, инновационное; · Стратегическое, социально-ответственное; · "Хватай, что можешь". Форма руководства: · Группа единомыш-ленников; · Бюрократическая; · Агрессивная; · Учредители + нанятые специалисты; · Единоличная; · Централизация на основе коллегиального высшего руководства; · Децентрализация.
Главная цель:

· формирование имиджа;

· ускоренный рост;

· выживание;

· сохранение достигнутого;

· оживание;

· систематический, сбалансированный рост;

· краткосрочная прибыль.

Тип руководителя:

· Консультант;

· Объединяющий общие усилия; госуд. деятель;

· Новатор;

· Соучастник;

· Способный придать новый импульс;

· Оппортунист;

· Администратор.

Тип поведения:

· Целеустремленность;

· Почивание на лаврах;

· Содействие переменам;

· Боевитость, рискованность;

· Гибкость;

· Разнообразие интересов;

· Поддержание статус-кво.

Тип ориентации и/или концепции ведения бизнеса:

· Самодовольство на завоеванных рынках;

· Местный рынок;

· Мировые рынки;

· Самососредоточенность;

· Региональный рынок;

· Самокритика, поиск путей выхода из кризиса;

· Национальный рынок.

Лекция 4. Сравнительная характеристика форм организации бизнеса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: