ДЖОН КЛАРК сформулировал закон специфической производительности и закон предельной производительности

Теория предельной полезности основана на принципе снижающейся предельной полезности, который гласит, что с ростом запаса блага, предельная полезность единицы этого блага снижается. Это происходит в силу естественного насыщения данным благом, удовлетворения потребности в нём. Отсюда основное положение теории предельной полезности гласит-«стоимость блага определяется предельной полезностью последней единицы запаса блага».

Одной из главных предпосылок возникновения маржинализма стало ускоренное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними. Поэтому главными становятся вопросы ценообразования, поведения субъектов рынка, роли денег, наполнения рынка товарами и др. Именно эти проблемы и стали основным объектом исследования маржиналистов.

2) Также причиной возникновения маржинализма является стремление учёных-экономистов найти выход из кризисного состояния экономики, поскольку:

- ещё продолжала господствовать доктрина классической школы, которая провозглашала свободу хозяйственных отношений и невмешательство в экономику;

- кроме того, начинала приобретать популярность немецкая историческая школа, ставившая под сомнение основы рикардианства, а именно наличие всеобщих экономических законов;

- а также растёт популярность марксистской школы, основанной на негативном отношение к капитализму и обосновывающей неизбежности его гибели.

Всё это в целом указывало на кризис в западноевропейской экономической науке. Таким образом, причиной возникновения маржинализма стало противодействие марксизму, поэтому чертой маржинализма стал отход от идеологизации экономического анализа (характерного именно для марксистской школы). Маржиналистами провозглашалась нейтральность экономического учения, безразличие экономической науки к интересам той или иной социальной группы, а предметом изучения маржиналистской школы стала внеисторическая проблема – распределение ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

Характерной чертой маржинализма является активное использование математического аппарата, в частности метода предельных величин, что позволило сделать экономическую науку объективной и придать ей характер точной науки.

Основная идея маржинализма – это исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства.

Методология и методы маржинализма. Поскольку исследования маржиналистов не связанны с классовыми интересами, то предметом изучения стала проблема рационального распределения ограниченных ресурсов, поэтому в методологии важное место занял принцип редкости и в основу создаваемых теорий изначально закладывалось предположение об ограниченной, фиксированной величине предложения того или иного блага, товара. В связи с этим изучение внутренней структуры капиталистического общества оказалось за пределами исследований маржиналистов. Отсюда маржиналисты настаивают на примате обмена (т.е. потребления) над производством (чем устраняется вопрос, откуда берутся обмениваемые блага). В связи с этим владельцы благ (товаров) и факторов производства (капитала, земли, труда) не имеют классового деления, а выступают как равноправные субъекты обмена – продавцы и покупатели, производители и потребители. Этот подход предполагает однородность хозяйственных субъектов, действующих исключительно в собственных эгоистических интересах – извлечению максимальной личной прибыли. При взаимодействии множества хозяйствующих субъектов с их индивидуальными интересами и формируются законы экономической жизни. Отсюда важнейшим предметом исследования маржиналистов становится область психологии субъектов.

Психологическая школа особенно характерна для австрийской школы. В теориях же А. Маршалла (кембриджская школа) и ДЖ. Б. Кларка (американская школа) она менее выражена. В конечном счете в маржиналистской школе утверждается функциональный метод экономического анализа. В итоге методологии маржинализма были свойственны следующие основные черты:

- субъективно-психологический подход к экономическому анализу (отрицание значимости классовой, социальной структуры общества для экономических исследований);

- признание примата потребления над производством и в конечном счёте функциональный подход к оценке экономических явлений.

ВЫВОД: основываясь на новых методологических принципах, маржиналисты сконструировали целостную теоретическую систему, охватывающую все разделы экономической науки. Эта теоретическая система, дополненная элементами рикардианства и прочной математической базой, господствовала в ведущих странах с конца 19 века до 30-х годов 20 века.

Несмотря на известное несовершенство теоретических построений, маржиналистам удалось повернуть экономическую науку к проблемам потребления и спроса, дать импульс для многочисленных последующих исследований рынка и ценообразования, а проблемы, рассматриваемые маржиналистской школой, вошли в орбиту теоретических и прикладных исследований.

В отличие от других школ маржинализм до настоящего времени остается теоретической основой многих современных экономических концепций.

Вопрос. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА

Наиболее ранней школой маржинализма стала АВСТИЙСКАЯ ШКОЛА, получившая развитие в 70-е годы 19 века. Её представителями являются: КАРЛ МЕНГЕР; БЁМ-БАВЕРК; ФРИДРИХ ВИЗЕР. Представители этой школы отказались от определения стоимости трудом. Для определения товара был предложен термин «материальное благо», а для стоимости – «ценность», определяющий полезность вещи. Для определения ценности была введена категория предельной полезности. Центральной теорией школы стала теория предельной полезности с субъективной, психологической оценкой полезности товара, поэтому первый этап маржинализма называют «субъективным направлением».

Основателем школы считается КАРЛ МЕНГЕР (1840-1921), первым изложивший теорию предельной полезности, где пытался раскрыть зависимость полезности от редкости товаров (благ) и от интенсивности их потребления. Согласно МЕНГЕРУ ценность товара в рыночной экономике определяется не количеством трудовых затрат (т.е. издержек), а предельной полезностью, которую определяет предельная единица товара, от полезности которой зависит и полезность предыдущих единиц товара. То есть предельная полезность зависит от 2-х факторов:

1) от уровня полезности, по Менгеру чем выше интенсивность потребления, тем выше оценка данного блага и значит выше предельная полезность блага (т.е. зависимость прямо пропорциональная).

2) от степени редкости товара (где зависимость обратно пропорциональная, т.е. цена снижается - если блага много, и наоборот, повышается - если блага мало). По Менгеру если запас блага увеличивается при фиксированной интенсивности потребления, то предельная полезность блага уменьшается, отсюда его вывод - «если первые единицы блага удовлетворяют наиболее важные жизненные потребности индивидуума, то последняя единица блага удовлетворяет наименее важную жизненную потребность, которая и определяет стоимость предыдущих».

Предел берётся как крайняя величина в ряду материальных благ. Под объективной ценностью представители австрийской школы понимали среднюю величину, образующуюся на рынке при столкновении многих субъективных оценок, спроса и предложения.

Австрийская школа маржинализма также включает концепцию Ф.ВИЗЕРА, которая получила название теории альтернативных издержек, согласно которой ресурсы производства всегда ограничены, а потому могут использоваться альтернативно. Отказ от альтернативного использования должен быть компенсирован. Согласно этой теории издержки – это не производственные затраты, а форма компенсации за отказ от иного их использования. Отсюда категория издержек носит субъективный характер и определяются полезностью конечной продукции.

ВЫВОД: австрийская школа не смогла создать теоретическую модель ценообразования, которая бы отражала закономерности рыночных отношений из-за субъективности оценок.

Принцип предельности распространился и на средства производства. Была создана теория «производительного блага», которая обосновывала, что процент, прибыль, рента возникают помимо стоимости.

АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА МАРЖИНАЛИЗМА

Её основателем является УИЛЬЯМ ДЖЕВОНС (1835-1882), который является одним из первых маржиналистов – математиков. Он сформулировал закон убывающей полезности, утверждая, что, чем выше значимость блага, тем меньшее его количество субъект желает обменять на что-либо ещё. С этих позиций он рассматривал и процесс обмена. То есть предельная полезность обратно количеству располагаемых благ и следовательно, количеству благ уступаемых при обмене. В результате исследований он предложил концепцию двусторонней, двутоварной, бартерной торговли, которая не могла быть пригодной для условий конкурентного обмена (т.е. для рынка).

Что касается теории предложения труда, то данная теория гласит, что человеческие усилия обладают положительной ценностью, и следовательно, труд будет предлагаться до тех пор, пока индивидуум ощущает превышение удовлетворённости над неудовлетворённостью. У.ДЖЕВОНС предположил, что с увеличением продолжительности напряжения труда, тяготы труда сначала снижаются, а затем растут, в то время как предельная полезность продукта, производимого трудом, монотонно убывает.

Несовершенство модели заключается в том, что не учитывает действительных условий производства и реальное положение на рынке труда. Объединяя уравнения тяготы и полезности с уравнением обмена, У.ДЖЕВОНС пришёл к выводу относительно условий равновесия распределения труда и соотношений обмена, где предельные полезности обмениваемых продуктов относятся также, как предельная производительность труда, затраченного на их производство или их предельные издержки.

У.ДЖЕВОНСУ принадлежит также концепция индексов цен, которая вскрывает зависимость между циклами солнечных пятен и экономической конъюнктурой. Ему также принадлежит оригинальную теория капитала.

ЛОЗАНСКАЯ ШКОЛА МАРЖИНАЛИЗМА

Решение проблемы общего экономического равновесия были предложены профессором Лозанского университета, швецарским экономистом- ЛЕОНОМ ВАЛЬРАСОМ (1834-1910)–основателем Лозанской математической школы.

В своей работе «Элементы чистой политической экономии или теории богатства общества» (1874г.) он наиболее полно решил задачу условий равновесия на основе теории спроса и предложения с помощью математических методов. То есть он разработал модель общего экономиечского равновесия, где отражена взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства и где цены на производимые для рынка продукты и цены на факторы производства могут определяться только одновременно (а не поочерёдно как у его предшественников, которые определяли разновременно). В его замкнутой математической модели все участники рынка делятся на 2 группы: 1) собственники факторов производства (земли, труда и капитала);

2) и предпринимателей.

И каждый участник добивается максимума полезности тех факторов, которыми он обладает.

Л.ВАЛЬРАС проанализировал условия и принципы равновесного обмена между ними. Цены факторов зависят от объёмов производства и от спроса, а значит и от цен на производимые товары. А цены на товары зависят от факторных цен (т.е. от стоимости факторов производства – земли, капитала, зарплаты). В его модели цены факторов производства должны соответствовать издержкам фирм, а доходы фирм должны сочетаться с расходами домашних хозяйств.

Согласно его теории частичное равновесие на определённом количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с большим числом рынков. Поэтому для состояния равновесия он включает 3 условия:

1) спрос и предложение факторов производства равны, на них устанавливается постоянная устойчивая цена;

2) спрос и предложение товаров (услуг) равны и реализуются на основе постоянных, устойчивых цен;

3) цены товаров соответствуют издержкам производства.

(первое и второе условия предполагают равенство пропорций обмена, а третье условие выражает равновесие в сфере производства).

Другим представителем Лозанской школы является последователь Вальраса – ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО (1848-1923), который отказался от понятий ценности и полезности, заменив логический метод на математический, т. е. он заменяет количественные характеристики (понятие субъективной полезности) на субъективное порядковое предпочтение.

В. ПАРЕТО, исследуя проблему устойчивости равновесия, определил условие равновесия, получившее название «оптимум Парето». Проблема заключается в оптимальном распределении экономических ресурсов и производимых благ в целях достижения наибольшей эффективности. Оптимум Парето – это состояние равновесия (то есть оптимальное распределение ресурсов) при котором невозможно улучшить положение кого-либо из субъектов обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного из остальных.

Его выводы охватывают также следующие положения:

- критерием оптимальности служит не суммарная максимизация, а максимум пользы для каждого отдельного человека в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями;

- увеличение производства одного блага, не вызывающее снижения производства какого-либо другого блага, принято называть оптимум Парето;

- обеспечение экономического равновесия – это необходимое условие достижение оптимума. И оптимум означает, что достигнут результат, отклонение от которого вызовет увеличение выгоды для одних и уменьшение выгоды для других.

АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА МАРЖИНАЛИЗМА

Представителем американской школы стал ДЖОН КЛАРК (1947-1939), который использовал принцип предельных величин для решения проблемы распределения «общественного дохода».

В основу теории цены КЛАРК положил закон предельной производительности, который можно рассматривать в качестве варианта закона предельной полезности австрийской школы. Но в отличие от австрийцев американский учёный определял, что оценки товару (благу) дают не индивидуумы, а группы покупателей, которые оценивают полезность, заключенную в определённом товаре. И на основе этого он показал наличие многочисленных полезностей у каждого товара. В конечном итоге на рынке суммируются все предельные оценки сразу многих групп покупателей, что и создаёт общественную цену товара.

В законе специфической производительности он воспринял 3-х факторную теорию Сэя и выделил 4 фактора производства (капитал, землю, труд и предпринимательскую деятельность), каждый из которых (из факторов) характеризуется специфической производительностью, создающей доход, а значит, каждый владелец определённого фактора получает свою долю дохода, отсюда вывод, что эксплуатация и присвоение чужой собственности отсутствует. Причем, в модели при статическом состояния не существует предпринимательская прибыль. Она существует лишь в условиях динамики, т. е. когда предприниматель является новатором и добивается снижения издержек, от чего и получает доход. Дж. КЛАРК указывает, что при достижение равновесного состояния эта прибыль становится достоянием всего общества, благодаря распределения её между 4-мя факторами производства.

В теории предельной производительности он строил исследование проблем производства и распределения на базе концепции предельной производительности труда и капитала. То есть для определения доли каждого фактора в продукте он рассматривает соотношение 2-х факторов – труда и капитала, где делает следующие выводы:

1) с увеличением одного фактора (при неизменности другого) его отдача постепенно уменьшается;

2) рыночная цена, а значит, и доля каждого фактора устанавливается в соответствии с предельным продуктом, который создается с помощью этого фактора;

Концепция “предельной производительности” Дж. Кларка исходит из закона убывающей производительности применяемых ресурсов (т. е. факторов производства). Закон утверждает, что при статическом состояние (т.е. при данном уровне знаний и техники) увеличение вложения в производство какого-либо фактора (либо рабочей силы, либо капиталов, либо земли) при неизменном количестве всех остальных факторов ведёт к убывающей отдаче того фактора, вложение которого увеличивается.

Согласно его концепции заработная плата наёмных работников совпадает с размером продукта, который следует «приписать» (вменить) предельному труду. При найме рабочих предприниматель не будет превышать границу, за которой дополнительные работники не приносят ему дополнительного дохода, т.е. уровень зарплаты определяется предельной или самой низкой производительностью труда (при фиксированном количестве прочих факторов). Продукт, который создается «предельными» работниками и будет соответствовать оплате их труда. Другими словами – предельный продукт равен предельному доходу.

Весь фонд зарплаты представляет собой предельный продукт, умноженный на число работников. Продукт труда дополнительных работников устанавливает уровень оплаты всех занятых на предприятие.

Доход предпринимателя – это разница, образующаяся между величиной созданного продукта и той частью, которая представляет собой фонд заработной платы. Если зарплата определяется предельной производительностью труда, то доход предпринимателя–предельной производительностью капитала (его последней добавленной единицей). По теории Дж. Кларка доход предпринимателя –это процент на вложенный капитал (как владельца средств производства), а прибыль – как результат предпринимательской функции владельца капитала, образующейся только в результате выступления его как новатора, усовершенствующего производство.

ВЫВОД: Особенность распределительной концепции Кларка в том, что она опирается не на затратный принцип, а на принцип результативности производственных факторов, их вклада в создание продукта. «Цена» фактора, по КЛАРКУ, определяется стоимостью прироста продукции при использовании дополнительной единицы этого фактора.

Производительность факторов определяется в соответствии с принципом вменения. Каждой дополнительной единице фактора вменяется весь дополнительный («предельный») продукт без учета участия в этом процессе других факторов. Предельная производительность каждого фактора производства соответствует величине созданного им предельного продукта (т.е. величина доли ограничивается определённым пределом, зависящим от закона убывания производительности каждого фактора).

Вопрос. КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА (ТЕОРИЯ ЧАСТНОГО РАВНОВЕСИЯ)

Основоположником кембриджской школы был АЛЬФРЕД МАРШАЛЛ (1842-1924). Именно он со своими “Принципами экономикса”(1890г.) – в русском переводе “Принципы политической экономии” считается основателем кембриджской школы экономической науки. А. МАРШАЛЛ под стоимостью понимал цену равновесия- т. е. среднюю цену, формирующуюся на рынке. Он предложил “компромиссную теорию цены, переработав и соединив концепцию РИКАРДО–это трудовую теорию стоимости и концепцию БЁМ-БАВЕРКА – это теорию предельной полезности (т.е. он соединил существовавшие до него теории ценности в единую теорию цены, на основе которой объяснил процесс ценообразования). Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимосвязанных связей спроса (полезности) и предложения (затрат). Главное в его теории–это принцип экономического равновесия – как соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Обосновывая принцип равновесия, А.МАРШАЛЛ ввёл в экономическую науку категорию “равновесной цены ”, которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (т.е. предельной полезности) и кривой предложения (т.е. предельных издержек).

Именно через ценовой механизм устанавливается равновесие путем либо ограничения потребительского спроса либо увеличения объёма производства (т.е. предложения). Оба фактора - и спрос и предложение - влияют на цены, а значит оба одинаково значимы. Однако, в разные периоды один из факторов может иметь большее влияние на формирование цены. Поэтому он рассматривал два периода.

1) Краткосрочный период, когда под воздействием покупательского спроса производство ещё не успевает перестроиться за растущим спросом населения, и поэтому на цену будет иметь большее влияние спрос, чем предложение, т.е. любое повышение спроса ведёт к повышению цены, что создаёт для предпринимателя дополнительный доход.

2) Долгосрочный период – здесь наоборот, когда производство отреагирует и может предложить необходимый объём продукции на возросший спрос покупателей, то на формирование рыночной цены будет больше оказывать влияние предложение и связанные с ним издержки производства.

В случае, когда спрос и предложение пребывают в равновесии, то количество товара, производимого в единицу времени можно назвать равновесным количеством, а цену–равновесной ценой.

Теория Маршалла может являться обоснованием перелива капитала из отрасли в отрасль, т.к. формируется этот перелив под воздействием цен, а значит под воздействием спроса и предложения.

ВЫВОД: А.МАРШАЛЛ положил начало новому направлению в экономической мысли, получившему впоследствии название неоклассического направления, которое можно рассматривать как 2 этап в развитии маржинализма. Он, отрицая широко использующийся причинно-следственный метод, использовал свой аналитический, функциональный метод исследования, получивший впоследствии название метода частичного равновесия.

Вопрос. ЗАРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

(Т. ВЕБЛЕН, У. МИТЧЕЛЛ, ДЖ. КОММОНС)

Институционализм возник на рубеже 19-20 вв. в США, когда страна вступила в высшую стадию капитализма с господством крупного монополистического капитала во главе с финансовой олигархией, что выразилось в крайнем обострении антагонистических противоречий. В результате американская экономическая наука оказалась в кризисной ситуации. Оформился институционализм в начале 20в., став одним из 3-х основных направлений буржуазной политической экономии эпохи империализма, но более прогрессивным, чем 2 предшествующие – кейнсианство и неолиберализм (или неоконсерватизм).

С критикой основных положений экономической науки выступили американские институционалисты: Т.ВЕРБЕН, ДЖ. КОММОНС, У..МИТЧЕЛЛ, которые стали лидерами и основоположниками институционализма, а также другие ученые Э.БОГАРТ, К.ПАРКЕР, которые получили название «интеллектуальных мятежников».

Институционализм выступил против тезиса о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Напротив, ученые этого направления настаивали на необходимость усиления экономической роли государства и расширения государственных социальных программ, считая, что государство также обязано взять под свою защиту такие сферы деятельности, как здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство. Одновременно институционализм полностью воспринял ряд других идей и положений таких, как защита прав личности и частного предпринимательства.

Важным является, что институционалисты существенно расширили предмет экономической науки, предложив отказаться от анализа экономических отношений с позиций “экономического человека”, поскольку важным считали не индивида, а всё общество. Поэтому упор сделали на изучении не индивидуальной, а общественной психологии, считая основой экономического развития – психологию коллектива, в связи с чем сосредоточились на анализе коллективных связей людей.

Таким образом, институционалисты утверждали, что экономическая наука не должна ограничиваться изучением только экономических отношений, т.е. должны изучаться самые разнообразные стороны человеческой жизни для полноты и точности картины хозяйственного развития и выступали против неоклассической доктрины саморегулирования рыночной экономики, указывая, что рынок не может считаться нейтральным и безотказным механизмом распределения. Рынок, не подконтрольный государству, дает возможность для легкого обогащения крупным предпринимателям. А основа власти крупных корпораций – это техника и технологии, поэтому определяющую роль в такой ситуации играет не потребитель, а производитель, техноструктура, а не законы рынка.

Институционалисты, настаивая на расширительной трактовке предмета экономической науки, ввели в употребление понятия – институтов (что и определило название этого направления). Под институтами понимались порядки, закрепленные в обществе в форме закона или учреждения. Институты общественные – это некие структуры, с помощью которых устанавливаются нормы поведения и отношения между людьми, регулируется их жизнь и деятельность. В зависимости от сферы общественных отношений можно выделить следующие институты: политические, правовые, религиозные, социальные, экономические, психологические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: