Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие зрительного и слухового внимания.]
Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед столом, на котором лежат разноцветные листья. Логопед здоровается с каждым ребенком и говорит, как рад видеть каждого из них.
Логопед. Посмотрите, пожалуйста, на листья, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, перед кем лежит красный кленовый лист.
Ребенок берет в руки лист и садится за стол.
Логопед. Теперь сядет тот, перед кем лежит желтый березовый лист.
См.: НищеваИ. В. Играйка-1.-СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Ребенок берет в руки лист и садится за стол.
Логопед. Теперь может сесть та девочка, перед которой лежит зеленый лист каштана.
Ребенок берет в руки лист и садится за стол.
Логопед. А какой лист у тебя, Даша?
Даша. Желтый лист.
Логопед. Молодец. У тебя желтый лист рябины. Садись. (Убирает со стола листья.)
2. Игра «Разноцветные листья». [Закрепление навыка различения листьев разных деревьев. Развитие памяти.]
Логопед помещает на наборное полотно две большие картинки и просит детей показать и назвать деревья, изображенные на них.
|
|
Дети. Клен, каштан, рябина, дуб, ель, сосна.
Логопед. Я хочу проверить, сумеете ли вы найти листья всех этих деревьев. (Раскладывает на столе карточки с изображениями листьев.) Рассмотрите листья, вспомните, с какого дерева слетел каждый из них. Выбирайте по одному листочку и закрепляйте каждый листок у его дерева.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
1 -и р е б е н о к. Это лист дуба.
2-й ребенок. Это лист рябины.
3-й ребенок. Это лист клена. И т. п.
3. Игра «Где звенит?» [Развитие слухового внимания.]
Логопед достает маленького игрушечного гномика с корзинкой, наполненной листьями.
Логопед. Пока вы играли в игру «Разноцветные листья», посмотрите, кто к нам пришел. Здравствуй, гномик! Что ты нам принес? (Показывает детям листья в корзинке.)
Дети. Листья.
Логопед. Ав листьях что-то спрятано. Что это? (Показывает колокольчик.)
Дети. Колокольчик.
Логопед. Гномик хочет поиграть с вами и проверить, какие вы внимательные. Сейчас вы закроете глаза, будете слушать и показывать рукой, где звенит колокольчиком гномик. Только слушайте внимательно, ведь гномик очень хитрый и любит прятаться в разных местах.
Логопед ходит по комнате и звенит колокольчиком. Дети показывают направление, откуда раздается звон.
Логопед. Гномик доволен тем, как вы с ним поиграли. А теперь давайте поиграем и с другими гномиками.
4. Упражнение «Укачаем гномиков». [Преодоление твердой атаки гласных.]
Логопед. Вам читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Вы смотрели мультфильм. Вы помните, что Белоснежка пела гномикам колыбельную нежным голосом: «А-а-а!» Возьмите на руки своих гномиков, покачайте их и спойте песенку так, как пела Белоснежка. (Раздает детям игрушки.)
|
|
Дети. А-а-а!
Логопед. Вы хорошо спели, и гномики уснули. Положите их на скамеечку и идите к зеркалу. Давайте вспомним упражнения.
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
Логопед демонстрирует знакомые детям игрушки — лисенка, волка и слона. Дети выполняют уже известные им упражнения «Откройротик», «Улыбка», «Трубочка».
Логопед. Сегодня к нам прибежал щенок, который покажет, как нужно высовывать изо рта широкий язычок. (Показывает новую игрушку.) Это упражнение называется «Лопата». Попробуйте положить на нижнюю губу такой же широкий язычок, как у щенка.
Упражнение выполняется 3—5 раз.
6. Упражнение «Дождик». (Повторение, см. с. 16.) [Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно произнося текст стихотворения.
7. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей сесть за стол, на котором уже лежат открытые тетради и стоит контейнер с цветными карандашами.
Логопед. А теперь посмотрите на капельку дождя, которую нарисовал для вас художник. Давайте раскрасим эту капельку. Возьмите синий карандаш, обведите капельку по краю-контуру, а потом раскрасьте ее.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь.
Логопед. Какие капельки у вас получились?
Дети. Синие капельки.
Логопед. Вы очень старались. У вас очень хорошо получилось.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает со стола тетради и контейнер с цветными карандашами.
Логопед. Нам пора прощаться с гномиками. Давайте разбу дим их и расскажем, что нам особенно понравилось на занятии сегодня.
Дети берут в руки гномов, рассказывают им о том, что они делали. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
Коррекционно-образовательные цели. [Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).]
Коррекционно-развивающие цели. Воспитание длительного плавного выдоха, развитие речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание внимательного отношения к природе.
Оборудование. Стойка с листьями, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные и сюжетные картинки для игры «Подбери признаки», мяч среднего размера, плоскостные изображения деревьев и листьев, мягкие игрушки Фш сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа. Рассматривание деревьев во время прогулки. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.