Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие речевого слуха.] Логопед встречает детей и приглашает их к столику. Дети здороваются и занимают места около своих стульчиков.
Логопед. Сначала сядут девочки, потом сядут мальчики.
2. Игра-лото «Большой — маленький». [Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Логопед раздает детям игровые карты-поля (рис. 5).
Рис.5
Логопед. Посмотрите на свои игровые карты. Что вы видите на них?
Дети. Кружки.
Логопед. Какие кружки?
Дети. Большие и маленькие.
Логопед. На каждый большой кружок вы должны будете положить картинку с изображением большой игрушки, а на каждый
маленький кружок — картинку с изображением той же, но маленькой игрушки.
Логопед раскладывает на столе картинки с изображениями больших и маленьких игрушек. Дети выбирают пары картинок и раскладывают их на игровые поля.
Логопед. А теперь расскажите, какие картинки лежат перед нами.
1-й ребенок. Мяч и мячик.
|
|
2-й ребенок. Кукла и куколка.
3-й ребенок. Машина и машинка.
4-й ребенок. Барабан и барабанчик.
Логопед. Молодцы! Похлопайте себе!
3. Игра «Собери мишку». [Развитие тонкой моторики, конструктивного праксиса.]
Логопед достает и показывает детям забавных мишек, вырезанных из плотной ткани (фетра, драпа). Части тела мишек (туловище, голова, лапы) крепятся с помощью пуговиц.
Логопед. Кто это?
Дети. Это мишки.
Логопед. Какие они?
1-й ребенок. Маленькие.
2-й ребенок. Смешные.
3-й ребенок. Белые.
Логопед. Эти мишки необычные. Голова и лапы у них пристегнуты к туловищу. Попробуйте расстегнуть пуговицы и разобрать мишек.
Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь по мере необходимости.
Логопед. У вас хорошо получилось! А теперь попробуйте собрать мишек, застегнув пуговицы.
Дети застегивают пуговицы, логопед помогает им.
Логопед. Молодцы! Собрали мишек! Отлично!
4. Подвижная игра «Лошадка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и вместе с ними выполняет подвижное упражнение. Он стимулирует детей к договариванию слов и словосочетаний.
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. | Поглаживают ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спинке, по хвостику. |
Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. | Бегут по кругу, высоко поднимая колени. |
5. Упражнение «Пароходы». [Развитие плавного длительного выдоха.]
Логопед предлагает детям встать лицом в круг и раздает им чистые пластиковые пузырьки из-под витаминов (рис. 6).
Рис. 6
Логопед. А сейчас мы с вами превратимся в пароходы и научимся гудеть, как они. Приложите пузырьки к нижней губе, наберите воздуха в животики и подуйте в пузырьки так, чтобы раздался гудок. Дуйте через губы, сложенные «трубочкой», не раздувая щек.
|
|
Логопед следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Если есть необходимость, логопед демонстрирует, как правильно следует выполнять упражнение.
Логопед. Вы были чудесными пароходами! А теперь я хочу предложить вам еще одну игру.
6. Упражнение «Внимательные ушки». [Развитие фонематического слуха, выделение звука [у] из ряда гласных звуков.]
Дети встают лицом к логопеду. Логопед раздает им цветные флажки.
Логопед. А сейчас пароходиком буду я. Я буду петь разные звуки, а вы будете поднимать свои флажки только тогда, когда услышите звук [у]. Но сначала давайте споем этот звук все вместе. Вытяните губы «трубочкой» и пойте вместе со мной.
Далее логопед произносит гласные звуки — а, у, и, у, о, ы, у, э, о, у, — а дети поднимают флажок, услышав звук [у]. Логопед обращает внимание детей на свои губы, что может служить зрительной опорой при выполнении этого упражнения.
7. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
По приглашению логопеда дети проходят к зеркалу, садятся на стульчики. Логопед напоминает им, как нужно сесть, положить руки на колени.
Логопед. Сегодня к нам на занятие прибежал котенок, посмотрите, как он выгнул спинку «мостиком». Сейчас мы с вами научимся делать такой же «мостик» из язычка. Выгорбив спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно сближаем зубы, закрываем рот.
Упражнение выполняется 3—4раза. Логопед дает детям время для отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.
Логопед. И еще одно новое упражнение мы научимся делать сегодня. Оно называется «Вкусное варенье». Представьте, что вы ели вкусное клубничное варенье и испачкали верхнюю губу.
Широко открываем рот, кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно.
Упражнение выполняется 3—4раза.
8. Повторение описательного рассказа логопеда об игрушке. [Развитие связной речи, памяти.)
Логопед предлагает детям сесть на ковер полукругом и сажает перед ними большого игрушечного мишку.
Логопед. Кто это?
Дети. Это мишка.
Логопед. Какой он? Давайте расскажем.
1-й ребенок. Он большой.
2-й ребенок. Белый.
3-й ребенок. Мохнатый.
Логопед. Что есть у мишки? Я буду показывать, а вы рассказывайте.
1-й ребенок. У мишки круглая голова.
2-й ребенок. Упругий живот.
3-й ребенок. Толстые лапы.
Логопед. Молодцы! Очень хорошо рассказали о мишке. А теперь послушайте меня. Я повторю весь рассказ. Это мишка. Он большой, белый, мохнатый. У него круглая голова, упругий живот и толстые лапы. Вот какой красивый мишка! Теперь попробуйте вы рассказать о мишке. Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот, лапы.
Дети по очереди повторяют рассказ логопеда. Логопед оказывает детям необходимую помощь.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось, в какие игры они хотят поиграть еще раз. Обязательно положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
Коррекционно-образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование
навыка работы по заданной схеме. Совершенствование навыка хорового пения.
Коррекционно-развивающие цели. Повышение речевой активности. Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.
|
|
Оборудование. Картина «Мы строим дом»[20], большой грузовик с кубиками, магнитофон с аудиозаписью музыкального сопровождения (песенка «Строим дом»)[21], схема постройки домика из кубиков.
Предварительная работа. Разучивание песенки Л.Б. Гавришевой «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой высокий дом!», чтение рассказа С. Воронина «В старом сундуке».