Вопрос 2. Источники финансирования социальной защиты

Основными финансовыми источниками социального обеспечения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета являются средства страховых социальных внебюджетных фондов.

Социально-страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначенные для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязательного социального страхования.

Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как ПФР ФСС России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Согласно законодательству они являются страховщиками.

В Федеральном законе от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования заключается в автономности его финансирования. Следовательно, бюджет социально страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов и соответственно могут подлежать изъятию.

Источниками поступления денежных средств в бюджеты социально страховых фондов являются единый социальный налог, страховые взносы, дотации,средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством. К источникам названых фондов относится следующее:

-штрафные санкции и пени

-денежные средства, возмещаемые страхователями в результате регрессных требований к ответам за причинение вреда застрахованным лицам.

- доходы от размещения времено-свободных денежных средств обязательного социального страхования

-фиксированный платеж от лиц, добровольно поступивших в систему обеспечения по обязательному социальному страхованию

-иные поступления, не противоречащие законодательству

Размер тарифов единого социального налога, страховых взносов и фиксированного платежа на обязательное социальное страхование устанавливается налоговым кодексом РФ и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, определенного объекта налогообложения.

Денежные средства социально-страховых взносов должны расходоваться только на цели, установленные федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов на очередной финансовый год.

По законодательству средства социально-страховых фондов, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения организацию не объединяющийся в одном каком-либо фонде государственного социального обеспечения.

В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР, который формируется за счет страховых взносов, единого социального налога, средства федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых селекций, доходов от размещения времено-свободных средств обязательного пенсионного страхования.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета в том числе части единого социального налога.

Большинство социальных пособий выплачиваются застрахованным гражданам, за счет средств обязательного социального страхования фондами, есть, которые выдаются и незастрахованными лицами, но за счет средств государственного бюджета.

Набор оказываемых гражданам услуг определяется органами исполнительной власти субъекта РФ в перечне гарантированных государственных социальных услуг.

Дифференциация государственной системы социального обслуживания на страховую и бюджетную системы нет.

Исходя из вида источника финансирования система санаторно-курортного лечения может быть разделено на 2 основные подсистемы:

-санаторно-курортное лечение (за счет средств обязательного социального страхования)

-санаторно-курортное лечение(за счет средств государственного бюджета)

Государственная социальная помощь вне зависимости от форм и видов предоставленных малоимущим гражданам за счет средств государственного бюджета.

Государственная система социальных льгот и преимуществ, которые предоставляются за счет средств государственного бюджета. В зависимости от категории лиц финансирование льгот осуществляется путем выделения ассигнований из федерального бюджета.

Негосударственные ПФР

Деятельность негосударственных ПФР регулируется ФЗ «О не государственном пенсионном фонде»

НПФ представляет собой своеобразную организационно-правовую форму некоммерческой организации пенсионного обеспечении, т.е. обладают особой правоспособностью.

В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» создаваемый НПФ подлежит обязательному лицензированию.

К ним относятся:

1.соответственного размера совокупного вклада учредителей НПФ размеру, установленным законом

2.осуществление учета пенсионных обязательств НПФ перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов.

3.наличие у специалистов НПФ соответственной профессиональной подготовки, а у его руководителей-высшего юридического или финансово-экономического образования.

Только со дня получения лицензии у НПФ возникает право на непосредственное осуществление деятельности.

Руководитель исполнительного органа НПФ и главный бухгалтер должны иметь опят работы, высшее юридическое или финансово-экономическое образование. У них не должно быть судимости, за совершение преступлений в сфере экономики, а так же за преступления средней тяжести и особо тяжкие преступления.

Законодательство допускает ограничение участия НПФ в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщика. Они могут работать только с накопленной частью трудовой пении.

Деятельность НПФ строго регламентирована страховыми правилами фонда в них детально описан порядок:

1.инвестирование средств пенсионных накоплений, ведения пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и информация об их состоянии застрахованных лиц.

2.заключение,изменение или прекращение договора об обязательном пенсионном страховании, перевода средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другие НПФ или ПФР

3.формирование средств пенсионных накоплений, предоставление застрахованным лицам информации об управлении компании

Взаимоотношение между НПФ и застрахованным лицам оформляются в виде договора.

Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании и порядок заключения договора утверждается правительством РФ.

Сторонами договора является НПФ и застрахованное лицо.

Договор заключается в простой письменной форме. Обязательном условием договора является заключение его на неопределенный срок. Договор должен содержать номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица, указание ФИО, даты и места рождения, пол.

Договор обязательного пенсионного страхования вступает в силу со дня зачисления, перечисления предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика.

Прекращается в случае наступления одного из следующих событий:

1.заключение нового договора

2.анулирование лицензии

3.в случае смерти застрахованного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: