Больших результатов, экономию времени или ресурсов
дящихся вне плоскости профессиональной трудовой деятелын» 1 Многим работникам сегодня т развитом обществе, чтобы совмещать работу и личную жизнь без ущерба для последней, и т.п.
Цель стимулирования свободным временем — поощрение работников за высокую производительность труда и трудовую отдачу, за достижение трудовых успехов посредством предоставления особых условий занятости: предоставление дополнительного времени отдыха, установление гибких режимов рабочего времени, применение гибких форм занятости (табл. 8.6).
Управленческая деятельность в области нематериального стимулирования должна быть направлена на решение следующих основных задач:
• привлечение в организацию высококвалифицированных
кадров, молодых специалистов, обеспечение организации
кадрами требуемого качества, количества и в нужное вре
мя;
• снижение текучести кадров;
• формирование благоприятного социально-психологичес
кого климата и продуктивной рабочей обстановки в пер
вичных коллективах и в целом в организации;
|
|
• формирование (упрочение) имиджа организации как бла
гоприятного работодателя;
• формирование и поддержание организационной культуры.
Таблица 8.6
Методы стимулирования свободным временем
Iруппы методов I пшупирования I.. [родным временем .д..(1лвление до- щмшительного времени 1Ц1.1-.1 |
Методы стимулирования свободным временем
Внеплановый однодневный оплачиваемый отпуск; присоединение дополнительных дней к отпуску; дополнительный оплачиваемый отпуск; творческий отпуск;
Уйтиноппение гибких..,ц рабочего И|11'МПНИ |
дополнительный отпуск без сохранения заработной платы Разрешение на саморегулирование обшей продолжительности рабочего дня, рабочей недели, рабочего года при обязательном соблюдении общей нормы рабочего времени;
применение методов разделения работы;
(негибких ф1М 1ИНЯТОСТИ |
Временная и сезонная занятость;
(гее /апсе;
надомная работа;
агентская работа;
работа администратора на домашнем телефоне;
самозанятость н др. _____
ребуется свободное время, чюи воспользоваться всем, что дает им жизнь в современном
Материальные и нематериальные стимулы должны активно дополнять друг друга в системе стимулирования персонала, которая станет эффективной, если будет основана на совокупности правовых норм, закрепляющих управленческие методы и средства воздействия на персонал с целью усиления мотивации правомерного поведения и поощрения развития нужных для организации (и/или общества) форм отношений.
8.4. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ И СТИМУЛИРОВАНИЕМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
8.4.1. Система управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности
Управление мотивацией и стимулированием трудовой деятельности — это управление процессом целенаправленного воздействия на поведение персонала организации посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя стимулы и мотивы, побуждающие человека к труду. Управление мотивацией и стимулированием труда, как и любая управленческая деятельность, имеет определенную структуру (табл. 8.7).
Руководителю как субъекту управления необходимо в процессе управления мотивацией и стимулированием труда подчиненных:
• стремиться сделать работу каждого подчиненного интерес
ной ему, минимизировать рутину;
• поощрять сотрудничество, групповую и проектную работу;
• предоставлять возможность работникам ощущать профес
сиональный и личностный рост;
• своевременно информировать своих подчиненных о целях
и задачах деятельности, о содержании и назначении пору
чаемой работы, объясняя им, что делается и почему это
должно быть сделано;
• с уважением относиться к своим подчиненным;
• привлекать подчиненных к активному участию в делах ор
ганизации;
• стремиться связать поощрение с конкретными результата
ми выполнения той или иной задачи;
• обеспечить информацию о том, что поощряется, в форме
«обратной связи».
Эффективность управления мотивацией и стимулированием персонала обеспечивается формированием и функционированием системы мотивации и стимулирования сонала организации (рис. 8.10). Главная цель формирования и функционирования системы мотивации и стимулирования труда персона
-Таблица 8.7
Характеристика структурных элементов управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности
Наименование элемента | Содержание элемента | Характеристика содержания элемента |
Субъект управления | Воплощает ак-гивное, направляющее начало управления, инициацию процесса воздействия на персонал | 1 Руководители высшего уровня управления; • линейные и функциональные руководители других уровней; • руководители и специалисты службы управления персоналом; • первичные коллективы организации, в том числе неформальные группы; • сами работники; • субъекты управления внешнего окружения организации государственного, отраслевого и регионального уровня |
Объект управления | В широком смысле объектом управления является весь персонал, начиная с линейных руководителей и заканчивая рядовыми сотрудниками организации | • Следует иметь в виду, что непосредственно управление направлено на такую четко ограниченную предметную область, как мотивация труда всех категорий персонала. Поэтому в узком смысле можно выделить в качестве специфических объектов управления потребности человека, которые он может удовлетворить посредством трудовой деятельности (материальное благополучие, власть, успех, безопасность, статус, престиж, продвижение, развитие и личностный рост, самореализация, общение и пр.) |
Механизмы мотивации труда | Создают реальную основу взаимодействия субъекта и объекта управления мотивацией и стимулированием труда | • Структурируют, упорядочивают взаимодействие между субъектом и объектом управления, стабилизируют и регулируют его. В рамках механизма мотивации осуществляется переход от потребности к реальному трудовому поведению работников. Различают: • механизм формирования мотивации; • механизм функционирования мотивации |
Ресурсы управления | Все ресурсы управления персоналом организации, которые обеспечивают возможность и эффективность реализации управленческого воздействия | • Властно-административные ресурсы (законы, положения, нормы, распоряжения, приказы, стандарты, государственные и коммерческие заказы и пр.); • экономические ресурсы (денежные ресурсы, льготы, компенсации, блага); • информационно-коммуникативные ресурсы; • организационно-управленческие ресурсы (должностные полномочия, ответственность, содержание работы, карьерное продвижение); • социально-психологические ресурсы (морально-этические, нравственные, культурные формы воздействия) |
Окончание табл. 8.7
|
|
Функции управления |
Эффективное управление мотивацией и стимулированием труда предполагает выполнение специфических (конкретных) функций управления |
Проводить диагностику существующей системы мотивации и стимулирования труда персонала; формировать стратегию, цели и принципы политики организации в области мотивации и стимулирования персонала;
определять содержание и структуру системы стимулирования персонала;
разрабатывать систему материального денежного вознаграждения (оплату труда); разрабатывать систему материального неденежного вознаграждения (социальный пакет); разрабатывать систему нематериального вознаграждения;
разрабатывать внутренние нормативные документы, фиксирующие систему мотивации и стимулирования персонала;
внедрять и проводить мониторинг эффективности системы мотивации и стимулирования персонала
ла — обеспечение достижения целей организации посредством привлечения и сохранения профессионально подготовленного персонала, прежде всего посредством эффективной, сильной и устойчивой мотивации, формируемой на основе комплексного стимулирования, явля-ющегося предметом интереса для всех групп персонала организации. Главная цель системы мотивации и стимулирования труда применительно к персоналу организаций может быть дифференцирована на следующие подцели:
• привлечение персонала в организацию. Система стимулирова
ния труда должна быть конкурентоспособной для того, что
бы эффективно привлекать те категории специалистов, ко
торые требуются для успешной работы;
|
|
• сохранение сотрудников организации. Если работники не мо
гут получить от организации того уровня оплаты и социаль
ных гарантий, который предлагается другими компаниями,
это приводит к оттоку кадров. Причем в первую очередь
организацию покидают наиболее квалифицированные ра
ботники;
• стимулирование производительности. Используемая органи
зацией система стимулирования призвана поддерживать
высокую заинтересованность работников в достижении по
казателей, отвечающих требованиям организации;
• справедливая оценка трудового вклада работников. Уровень
оплаты и предоставляемых работнику льгот должен аде-
кватно отражать тот вклад, который он вносит в работу своего подразделения и организации в целом;
• эффективное развитие бизнеса. Затраты организации на
систему мотивации и симулирования труда не должны быть
чрезмерными, что может отрицательно повлиять на успех в
реализации намеченных целей. В то же время снижение
уровня заработных плат и уменьшение затрат на социаль
ный пакет, предлагаемый сотрудникам, способны привести
к ослаблению кадрового потенциала и организации в це
лом;
• оптимальное соотношение затрат на материальное стиму
лирование и на меры социальной защиты. Это соотношение
определяется главным образом двумя факторами: тем, что
предлагают своим сотрудникам основные конкуренты (го
род, регион), и финансовыми возможностями организа
ции.