Тема. Мотивация в системе менеджмента

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают деятельности направленность на достижение определенных действий. Понятие мотивации находится в зависимости от трех факторов, хотя их у каждого человека на самом деле больше: деятельность человека зависит от мотивационного воздействия, каково соотношение внутренних и внешних сил, как мотивация соотносится с результатами труда. Поэтому термин мотивация имеет два значения. С одной стороны им обозначается мотивационная система одного или нескольких работников. С другой, с помощью него обозначают процесс мотивации индивида. Группы, коллектива, имея в виду при этом процесс формирования, закрепления тех или иных мотивов (системы мотивов).

Основными категориями процесса мотивации на предприятии являются: мотив, потребности, стимулы, антистимул.

Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в тоже время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека, (нехватка, нужда в чем-либо). Они могут возникать как осознано, так и неосознанно.

Мотив- это то, что вызывает определенные действия человека (воздержаться от него). Мотив от лат. приводить в действие, толкать – внутренний побудитель к труду. Мотив находится внутри человека и имеет персональный характер. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы находятся в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека – это называется мотивационной структурой человека. Она как правило может меняться, но обладает определенной стабильностью. Простая модель мотивационной структуры состоит из трех элементов: потребности – желание, стремление к определенному результату, целенаправленное поведение. Удовлетворение потребностей. Поэтому мотивирование работников –это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Поэтому управление в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. Существует два типа мотивирования. Первый состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызывают к действию определенные мотивы, которые и заставляют человека совершать определенные действия, т. е. «Я даю тебе, что ты хочешь, а ты мне даешь, что я хочу.

Второй тип своей задачей ставит формирование определенной мотивационной структуры у человека. Этот тип носит характер воспитательной и образовательной работы, так как не связан с определенным результатом.

Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Во второй части данной главы будут рассмотрены основные теории мотивации, которые могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую - теории мотивации, точой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа - теорий процесса мотивации.

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1)теория иерархии потребностей, разработанная А.Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга.

Теории процесса мотивации.

.Самая общаяпроцессульная концепция теории мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:теория ожидания В.Врума, теория постановки целей Эдвин Лока, теория равенства (справедливости) Стейси Адамса, комплексная теория мотивации Портера-Лоулера, концепция партисипативного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: