Аудиторские доказательства и их роль при аудиторской проверке

Оценка системы внутреннего контроля

Аудиторская выборка

Оценка существенности и риска в процессе аудиторской деятельности. Мошенничество и ошибки в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды

Аудиторские доказательства и их роль при аудиторской проверке

Методические подходы к аудиторской проверке

Тема 1.4.

В ходе аудиторской проверки аудиторам необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудиторами в ходе проверки от аудируемого лица и третьих лиц или в результате анализа, позволяющая сделать выводы и выразить мнение по отчетности.

Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, сведения из других источников.

В соответствии со стандартом «Аудиторские доказательства» количество информации, необходимой для аудиторских оценок, жестко не регламентируется.

Аудиторы на основе своего профессионального опыта самостоятельно определяют достаточный объем информации для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

При этом во внимание принимаются следующие факторы:

 степень аудиторского риска;

 наличие свидетельств от третьих лиц;

 получение доказательств на основе данных системы внутреннего контроля;

 получение информации в результате самостоятельно выполненных аудиторских процедур;

 получение доказательств в форме документов и письменных показаний;

 возможность сопоставления выводов, сделанных на основании доказательств.

Аудиторские доказательства делятся на три вида:

внутренние, включающие информацию, полученную от аудируемого лица в письменном или устном виде;

внешние, содержащие информацию, полученную от третьих лиц в письменном виде;

смешанные – это информация от аудируемого лица, подтвержденная информацией от третьих лиц.

Наиболее важными являются внешние доказательства.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

— первичные документы аудируемого лица и третьих лиц;

— регистры бухгалтерского учета аудируемого лица;

— результаты анализа его хозяйственной деятельности;

— устные показатели сотрудников аудируемого лица и третьих лиц;

— сопоставление данных различных документов;

— результаты инвентаризации имущества и обязательств;

— бухгалтерская отчетность.

В соответствии со стандартом «Аудиторские доказательства» одним из источников аудиторских доказательств являются разъяснения руководства аудируемого лица по вопросам, возникшим у аудитора. Аудитор должен использовать такие разъяснения, пока они не получат опровергающих их фактических данных.

И все же наиболее ценными доказательствами считаются для аудитора сведения, собранные им в результате самостоятельного изучения хозяйственных операций аудируемых лиц.

Для сбора аудиторских доказательств применяются различные процедуры.

1. Фактическая проверка (инвентаризация) – прием, позволяющий получить точную информацию о состоянии имущества и финансовых обязательств аудируемого лица.

2. Подтверждение (сверка расчетов) – приём, используемый для получения в письменном виде информации от третьих лиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах учета расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности. Запросы на подтверждение готовят в виде документа от имени руководства аудируемого лица в адрес третьей стороны.

3. Документальная проверка заключается в установлении реальности определенных документов и правильности их оформления. Для этого аудиторам рекомендуется выбрать определенные записи в учетных регистрах и проследить их движение вплоть до того первичного документа, который

должен подтвердить реальность и целесообразность этой операции. Разновидностями данного метода являются: формальная, логическая и арифметическая проверка.

4. Опрос персонала, руководства предприятия и третьих лиц может проводиться на всех стадиях проверки и имеет целью познакомиться с особенностями работы сотрудников, выяснить уровень из квалификации, состав выполняемых работ и т.п.

5. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторам проконтролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией предприятия.

6. Проверка механической точности расчетов аудируемого лица заключается в проверке данных документов и учетных регистров (записей) путем независимого выборочного пересчета.

7. Прослеживание (сканирование) – это процедура, в ходе которой аудиторы проверяют отдельные первичные документы, полноту их отражения в учете, правильность указанной корреспонденции счетов.

8. Аналитические процедуры – это анализ и оценка полученной аудитором информации, изучение важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления необычных и неверно отраженных в учете хозяйственных операций, а также установления причин таких ошибок и искажений. Аналитические процедуры наиболее эффективны с точки зрения трудозатрат. Наиболее распространенными являются:

— сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

— сопоставление показателей бухгалтерской отчетности с плановыми;

— оценка соотношения между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

— сопоставление финансовой и нефинансовой информации (например, сведений об объеме выпуска продукции в денежном и натуральном выражении).

Полученные в ходе аудита доказательства следует отражать в рабочих документах аудитора. Требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудита определены в стандарте «Документирование аудита». К рабочей документации аудита относятся:

— планы и программы проведения аудита;

— материалы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

— записи о характере и объеме проведенных аудиторских процедур и их результатов;

— записи устных обсуждений, возникших в ходе аудита вопросов с сотрудниками администрации предприятия;

— письменные разъяснения, полученные от руководства предприятия;

— информация для руководства предприятия;

— заключения экспертов, выводы и рекомендации аудиторской организации и др.

Состав, количество и содержание рабочей документации аудиторская организация определяет самостоятельно с учетом характера и сложности проведенной работы, состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, уровня руководства деятельностью аудиторов.

Рабочие документы должны иметь следующие реквизиты: наименование и дату составления документа; наименование аудируемого лица; период, за который проводится аудит; содержание документа; подпись лица, составившего документ; дату проверки и подпись лица, проверившего документ.

Письменные разъяснения руководства аудируемого лица могут быть предоставлены аудиторской организацией в форме официального письма.

После окончания аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудиторской организации, где хранится скомплектованной в пачки не менее 5 лет.

Аудиторская документация является собственностью аудиторской организации. Однако, содержащаяся в ней информация конфиденциальна и не подлежит использованию без согласия аудируемого лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: