Учение А. Смита

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Классическая школа — одно из основных направлений экономической теории, сформировавшееся в XVIII— XIX вв. Теории, разработанные в рамках классической школы, актуальны и представляют интерес и по сей день.

Основными представителями и идеологами классической школы по праву считают У. Петти, Дж. Ст. Милля, Д. Рикардо, А. Смита, Т. Мальтуса.

Основной заслугой классической школы является то, что благодаря ей определены важность и необходимость иссле­дования труда и стоимости. Все это в совокупности ста­ло причиной и первоосновой разработки трудовой теории стоимости. Представителями этого направления разрабо­таны теории прибавочной стоимости, налогов, прибыли, ренты с земли. На разработках классической школы по­строены современная экономика и экономическая теория.

У. Петти (1623-1687) — один из основных теоре­тиков классической школы. Его заслугой была разработка таких методов управления экономикой, как таможенные пошлины и налогообложение. Он считал, что сфера производства является первоочередным источником настоящего богатства.

А. Смит (1723—1790) в работе «Исследование о при­роде и причинах богатства народов» подверг изучению методы увеличения богатства, исследовал его сущ­ность. Богатством нации, по А. Смиту, является количество потребляемой продукции. Если нация потребляет много про­дукции, она богата, если мало бедна. Это определяется по­средством сравнения общего количества потребляемой на­цией продукции и численности нации. Богатство — объем потребляемой продукции — вводится в зависимость от двух факторов:

1) специализации, производительности труда;

2) соотношения непроизводственного и производственного слоев населения.

Рост богатства нации зависит от того, как используется капитал, на что он тратится.

Большое внимание А. Смит обращал на разделение тру­да на различных уровнях. Чем глубже разделение труда, тем экономика больше процветает и развивается. По его мнению, разделение труда способствует организации эффективной торговли и обмену. Торговлю он считал взаимовыгодным процессом для всех ее участников.

А. Смит был сторонником саморегулирования экономической системы. Экономика может существовать самостоятельно, без вмешательства государства. Государственное же регулирование всегда приносит вред, так как изменяет естественные механизмы регулирования рынка.

Положения и теории, выдвинутые А. Смитом, широко использовались в практическом управлении экономикой. Его имя известно не только как имя теоретика, но и как практика.

Т. Мальтус (1766—1834) внес большой вклад в развитие экономической мысли работой «Опыт о законе народонаселения». Им одним из первых были описа­ны демографические проблемы, а также способы их реше­ния. Для этого широко использовались математический и ста­тистический методы. Он разработал теорию изменения численного состава населения и вывел необходимость его анализа, определил и обосновал, что на общество не только можно, но и нужно воздействовать с целью его изменения в сторону более совершенного состояния.

Т. Мальтус определил, что общество в своем развитии ог­раничено рядом закономерностей. К ним, например, отно­сятся, с одной стороны, стремление населения к увеличе­нию своей численности, а с другой — ограниченный объем необходимых для этого ресурсов. Это он называл основной причиной социальных проблем общества. Природа есте­ственным образом регулирует инстинкт размножения чело­века (безграничный) с помощью ограниченного плодородия почв, эпидемий.

Т. Мальтус заложил фундаментальные основы экономи­ческой науки. Его работы впоследствии были широко исполь­зованы, в том числе для создания концепции планирования семьи.

Дж. Ст. Милль (1806—1873) — автор большого чис­ла работ, но наиболее известной является его книга «Принципы политической экономии». Вклад этого ис­следователя в экономическую науку часто приуменьшается, но именно Милль систематизировал и обобщил исследова­ния классической школы, тем самым заложив ее теоретиче­ский фундамент. При этом им было разработано большое количество теорий и концепций, получивших практическое применение.

Классическая школа сформировала прочный теоретиче­ский фундамент для последующего усложнения и развития экономической теории.

Адам Смит — наиболее упоминаемый и цитируемый ученый, признанный теоретик экономической науки. Центральная его работа — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он вел теоретические изыскания в области экономики и преподавал в универси­тете в Глазго. С 1764 г. он оставил преподавательскую дея­тельность и сопровождал одного из лордов за солидное по­жизненное содержание.

Главной задачей своих исследований А. Смит ставил изу­чение экономического роста, развития и повышения благо­состояния общества. Он считал, что главным источником бо­гатства народа является труд, так как только он позволяет производить материальные блага, тем самым Смит отверг идеи меркантилистов. Продолжая эту идею, он выделял спе­циализацию труда и научно-технический прогресс как глав­ные двигатели роста благосостояния населения.

А. Смит отмечал, что с развитием экономики различные ее сферы будут приносить различное богатство. Сельское хозяйство выделено им как приносящее наибольшее богат­ство. Стоимость производственных товаров будет намного меньше стоимости сельскохозяйственных. Это утверждение достаточно относительно.

Центральное место в своих исследованиях он отводил признанию свободного экономического развития, без государственного регулирования. На первое мес­то ставился либеральный подход, когда частные интересы доминируют над общественными. Экономический человек — человек, руководствующийся только своими, частными ин­тересами, — является двигателем прогресса и развития. Эго­изм отдельно взятого человека позволяет взаимодействовать группе людей. Он позволяет осуществить обмен.

А. Смит сформулировал положение о «невидимой руке» - сумме закономерностей экономики, которая направляет част­ные интересы на реализацию общественных, а корыстные — на достижение высоких целей. «Невидимая рука», согласно А. Смиту, может осуществить нормальное управление эконо­микой. Государственное регулирование, только мешает есте­ственным процессам — «невидимой руке». Роль государства сводится к тому, чтобы способствовать реализации экономи­ческих законов. Это возможно только на рынке свободной конкуренции, где она ничем не ограничена. А. Смит считал, что все, что препятствует реализации принципа свободной конкуренции, приносит большой вред.

Проводя структурирование видов торговой деятельности, А. Смит провел ее ранжирование:

- внутренняя торговля;

- внешняя торговля;

- транзитная торговля.

На первое место он ставит торговлю на внутренних рын­ках, так как она больше всего создает национального богат­ства.

А. Смит был сторонником разделения труда и углуб­ления специализации. Специализация может много­кратно повысить производительность труда и способствовать развитию экономики. Это стало отправной точкой многих направлений современной научной организации труда. Он провел четкое разделение между предельной и мено­вой стоимостью товара.

! Предельная стоимость — это предельная полезность оп­ределенного вида товара в глазах потребителей, причем не частная, а усредненная.

! Меновая стоимость — стоимость, назначаемая при обме­не товаров.

А. Смит считал, что золото обозначает только номиналь­ную стоимость товара. Универсальной стоимостью товара может быть только труд, затраченный на его производство. А. Смит придавал большое значение определению стоимости товара с помощью затраченного на него труда. Его теория денег мало отличается от классической, но он провел их глубокое и обширное изучение. Он отмечал, что деньги — это великий двигатель товародвижения, убыстря­ющий его и увеличивающий его объемы.

А. Смит по праву может считаться классиком экономиче­ской науки. Его заслуга не только в разработке новых тео­рий, но и в проведении четкой и объективной систематиза­ции уже существующих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: