КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Классическая школа — одно из основных направлений экономической теории, сформировавшееся в XVIII— XIX вв. Теории, разработанные в рамках классической школы, актуальны и представляют интерес и по сей день.
Основными представителями и идеологами классической школы по праву считают У. Петти, Дж. Ст. Милля, Д. Рикардо, А. Смита, Т. Мальтуса.
Основной заслугой классической школы является то, что благодаря ей определены важность и необходимость исследования труда и стоимости. Все это в совокупности стало причиной и первоосновой разработки трудовой теории стоимости. Представителями этого направления разработаны теории прибавочной стоимости, налогов, прибыли, ренты с земли. На разработках классической школы построены современная экономика и экономическая теория.
У. Петти (1623-1687) — один из основных теоретиков классической школы. Его заслугой была разработка таких методов управления экономикой, как таможенные пошлины и налогообложение. Он считал, что сфера производства является первоочередным источником настоящего богатства.
|
|
А. Смит (1723—1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» подверг изучению методы увеличения богатства, исследовал его сущность. Богатством нации, по А. Смиту, является количество потребляемой продукции. Если нация потребляет много продукции, она богата, если мало бедна. Это определяется посредством сравнения общего количества потребляемой нацией продукции и численности нации. Богатство — объем потребляемой продукции — вводится в зависимость от двух факторов:
1) специализации, производительности труда;
2) соотношения непроизводственного и производственного слоев населения.
Рост богатства нации зависит от того, как используется капитал, на что он тратится.
Большое внимание А. Смит обращал на разделение труда на различных уровнях. Чем глубже разделение труда, тем экономика больше процветает и развивается. По его мнению, разделение труда способствует организации эффективной торговли и обмену. Торговлю он считал взаимовыгодным процессом для всех ее участников.
А. Смит был сторонником саморегулирования экономической системы. Экономика может существовать самостоятельно, без вмешательства государства. Государственное же регулирование всегда приносит вред, так как изменяет естественные механизмы регулирования рынка.
Положения и теории, выдвинутые А. Смитом, широко использовались в практическом управлении экономикой. Его имя известно не только как имя теоретика, но и как практика.
Т. Мальтус (1766—1834) внес большой вклад в развитие экономической мысли работой «Опыт о законе народонаселения». Им одним из первых были описаны демографические проблемы, а также способы их решения. Для этого широко использовались математический и статистический методы. Он разработал теорию изменения численного состава населения и вывел необходимость его анализа, определил и обосновал, что на общество не только можно, но и нужно воздействовать с целью его изменения в сторону более совершенного состояния.
|
|
Т. Мальтус определил, что общество в своем развитии ограничено рядом закономерностей. К ним, например, относятся, с одной стороны, стремление населения к увеличению своей численности, а с другой — ограниченный объем необходимых для этого ресурсов. Это он называл основной причиной социальных проблем общества. Природа естественным образом регулирует инстинкт размножения человека (безграничный) с помощью ограниченного плодородия почв, эпидемий.
Т. Мальтус заложил фундаментальные основы экономической науки. Его работы впоследствии были широко использованы, в том числе для создания концепции планирования семьи.
Дж. Ст. Милль (1806—1873) — автор большого числа работ, но наиболее известной является его книга «Принципы политической экономии». Вклад этого исследователя в экономическую науку часто приуменьшается, но именно Милль систематизировал и обобщил исследования классической школы, тем самым заложив ее теоретический фундамент. При этом им было разработано большое количество теорий и концепций, получивших практическое применение.
Классическая школа сформировала прочный теоретический фундамент для последующего усложнения и развития экономической теории.
Адам Смит — наиболее упоминаемый и цитируемый ученый, признанный теоретик экономической науки. Центральная его работа — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он вел теоретические изыскания в области экономики и преподавал в университете в Глазго. С 1764 г. он оставил преподавательскую деятельность и сопровождал одного из лордов за солидное пожизненное содержание.
Главной задачей своих исследований А. Смит ставил изучение экономического роста, развития и повышения благосостояния общества. Он считал, что главным источником богатства народа является труд, так как только он позволяет производить материальные блага, тем самым Смит отверг идеи меркантилистов. Продолжая эту идею, он выделял специализацию труда и научно-технический прогресс как главные двигатели роста благосостояния населения.
А. Смит отмечал, что с развитием экономики различные ее сферы будут приносить различное богатство. Сельское хозяйство выделено им как приносящее наибольшее богатство. Стоимость производственных товаров будет намного меньше стоимости сельскохозяйственных. Это утверждение достаточно относительно.
Центральное место в своих исследованиях он отводил признанию свободного экономического развития, без государственного регулирования. На первое место ставился либеральный подход, когда частные интересы доминируют над общественными. Экономический человек — человек, руководствующийся только своими, частными интересами, — является двигателем прогресса и развития. Эгоизм отдельно взятого человека позволяет взаимодействовать группе людей. Он позволяет осуществить обмен.
А. Смит сформулировал положение о «невидимой руке» - сумме закономерностей экономики, которая направляет частные интересы на реализацию общественных, а корыстные — на достижение высоких целей. «Невидимая рука», согласно А. Смиту, может осуществить нормальное управление экономикой. Государственное регулирование, только мешает естественным процессам — «невидимой руке». Роль государства сводится к тому, чтобы способствовать реализации экономических законов. Это возможно только на рынке свободной конкуренции, где она ничем не ограничена. А. Смит считал, что все, что препятствует реализации принципа свободной конкуренции, приносит большой вред.
|
|
Проводя структурирование видов торговой деятельности, А. Смит провел ее ранжирование:
- внутренняя торговля;
- внешняя торговля;
- транзитная торговля.
На первое место он ставит торговлю на внутренних рынках, так как она больше всего создает национального богатства.
А. Смит был сторонником разделения труда и углубления специализации. Специализация может многократно повысить производительность труда и способствовать развитию экономики. Это стало отправной точкой многих направлений современной научной организации труда. Он провел четкое разделение между предельной и меновой стоимостью товара.
! Предельная стоимость — это предельная полезность определенного вида товара в глазах потребителей, причем не частная, а усредненная.
! Меновая стоимость — стоимость, назначаемая при обмене товаров.
А. Смит считал, что золото обозначает только номинальную стоимость товара. Универсальной стоимостью товара может быть только труд, затраченный на его производство. А. Смит придавал большое значение определению стоимости товара с помощью затраченного на него труда. Его теория денег мало отличается от классической, но он провел их глубокое и обширное изучение. Он отмечал, что деньги — это великий двигатель товародвижения, убыстряющий его и увеличивающий его объемы.
А. Смит по праву может считаться классиком экономической науки. Его заслуга не только в разработке новых теорий, но и в проведении четкой и объективной систематизации уже существующих.