Составление отчета об исполнение бюджета и его утверждение.
Исполнение бюджета.
Важная задача этого этапа – обеспечение полного и своевременного поступления налогов, и доходов в целом в бюджет, а также финансирование предприятий в пределах утвержденной сумм в течение всего финансового года. Исполняет проект бюджета Министерство финансов, кассовое исполнение проводит Федеральное Казначейство.
Правительство РФ ежемесячно предоставляет Гос. Думе информацию о ходе исполнения государственного бюджета, консолидированного бюджета и внебюджетных фондов.
Исполняется бюджет с 1 января – 31 декабря, счета бюджета закрываются 25 декабря.
Если бюджетный год наступил, а бюджет не принят, то:
-депутаты Гос. Думы могу принять проект бюджета на 1-ый квартал следующего года;
- предприятия и организации начинают работать по бюджету прошлого года, получая 1/12 часть от сумм прошлого бюджета ежемесячно.
Составляет отчет Министерство финансов до 1 июня следующего года. Проверяет отчет Счетная палата до 15 июля следующего года. Утверждает отчет Гос. Дума до 31 августа.
|
|
(Для студентов дневного отделения)
Первое заседание межведомственной комиссии по вопросам реформирования бюджетного процесса и организации бюджетного планирования состоялось 25 февраля 2005года под председательством заместителя главы администрации Архангельской области по экономическому развитию и финансам Юрия Шевелева. По распоряжению главы областной администрации была образована комиссия для реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах. Член комиссии, внештатный советник администрации области по вопросам экономического развития Александр Иванов отмечал, что «реформирование бюджетного процесса, в частности, предполагает осуществлять не краткосрочное его планирование на один год, а среднесрочное - на предстоящие три года с корректировкой принимаемых бюджетных обязательств. Эти и другие мероприятия позволят к 2006 году оптимизировать бюджетный процесс области и адаптировать его к происходящим в стране реформам».[1]
21 июня 2006 года Архангельским областным Собранием депутатов принят областной закон «О бюджетном процессе в Архангельской области». Данный закон определяет компетенцию органов государственной власти Архангельской области по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнением.
К бюджетным правоотношениям, регулируемым данным законом, относятся:
1) отношения, возникающие между участниками бюджетного процесса в процессе формирования доходов и осуществления расходов областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, осуществления государственных заимствований, регулирования государственного долга Архангельской области;
|
|
2) отношения, возникающие между участниками бюджетного процесса в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также контроля за их исполнением.
Основные направления бюджетной политики Архангельской области на очередной финансовый год определяются главой администрации Архангельской области в ежегодном послании о положении в Архангельской области, формируются как отдельный документ, утверждаемый постановлением главы администрации Архангельской области, и включают в себя:
1) цели и задачи бюджетной политики;
2) приоритеты в области доходов и налоговой политики;
3) приоритеты политики расходования бюджетных средств, в том числе финансовое обеспечение областных социальных и финансовых нормативов на очередной финансовый год;
4) политику Архангельской области в сфере регулирования цен и тарифов, находящихся в пределах полномочий органов государственной власти Архангельской области, и инвестиций;
5) развитие и совершенствование межбюджетных отношений органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;
6) сокращение государственного долга Архангельской области;
7) усиление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
В соответствии с основными направлениями бюджетной политики Архангельской области составляется проект основных характеристик консолидированного бюджета Архангельской области и областного бюджета.
Участниками бюджетного процесса в Архангельской области являются:
1) глава администрации Архангельской области;
2) Архангельское областное Собрание депутатов;
3) администрация Архангельской области;
4) финансовый орган администрации Архангельской области;
5) контрольно-счетная палата Архангельского областного Собрания депутатов;
6) органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;
7) территориальные органы Федерального казначейства;
8) учреждения Центрального банка Российской Федерации;
9) территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
10) территориальные государственные внебюджетные фонды;
11) главные распорядители и распорядители бюджетных средств областного бюджета;
12) администраторы поступлений областного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов;
13) администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета;
14) иные органы государственного и муниципального финансового контроля;
15) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, законодательством Архангельской области возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.[2]
Составление проекта областного бюджета осуществляется администрацией Архангельской области и начинается не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года.
Порядок и сроки составления проекта областного бюджета, сроки согласования с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области исходных показателей для определения взаимоотношений с местными бюджетами, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом областного бюджета, устанавливаются главой администрации Архангельской области. Непосредственное составление проекта областного бюджета осуществляется финансовым органом администрации Архангельской области.
|
|
Глава администрации Архангельской области вносит проект областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Архангельского областного Собрания депутатов не позднее 1 октября текущего финансового года.
Архангельское областное Собрание депутатов рассматривает проект областного закона об областном бюджете в трех чтениях.
В первом чтении проект областного бюджета рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его внесения в Архангельское областное Собрание депутатов. Депутатами обсуждаются: прогноз социально-экономического развития Архангельской области на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Архангельской области, предельный объем государственного долга Архангельской области.
Во втором чтении проект областного бюджета рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его принятия в первом чтении.
Предметом рассмотрения проекта областного закона об областном бюджете во втором чтении являются рассмотрение и утверждение: распределения доходов областного бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема доходов областного бюджета, утвержденного в первом чтении, расходов областного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов областного бюджета, распределения бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета.
|
|
В случае отклонения Архангельским областным Собранием депутатов во втором чтении проекта областного закона об областном бюджете указанный проект областного закона передается в согласительную комиссию, которая дорабатывает законопроект и вносит его на повторное рассмотрение Архангельского областного Собрания депутатов для принятия во втором чтении.
Архангельское областное Собрание депутатов рассматривает проект областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении не позднее чем через 10 календарных дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
Предметом рассмотрения проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении является проект данного закона в целом. Внесение в него поправок не допускается.
В случае отклонения Архангельским областным Собранием депутатов в третьем чтении проекта областного закона об областном бюджете указанный проект областного закона передается в согласительную комиссию, которая дорабатывает законопроект и вносит его на повторное рассмотрение Архангельского областного Собрания депутатов для принятия в третьем чтении.
Исполнение областного бюджета обеспечивается администрацией Архангельской области. Организация исполнения областного бюджета возлагается на финансовый орган администрации Архангельской области.
Областной бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Отчет об исполнении областного бюджета представляется главой администрации Архангельской области в Архангельское областное Собрание депутатов по итогам работы за квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года в течение одного месяца после срока представления отчета об исполнении областного бюджета в Министерство финансов Российской Федерации в форме областного закона.
Архангельское областное Собрание депутатов рассматривает отчет об исполнении областного бюджета в течение месяца со дня получения заключения контрольно-счетной палаты Архангельского областного Собрания депутатов.
Итак, проект нового Архангельского областного закона о бюджетном процессе имеет ряд кардинальных отличий от старого, принятого 5 июля 2001 года. В проект нового закона включены новые статьи, в частности, посвящённые бюджетной политике Архангельской области, расставлены приоритеты расходования бюджетных средств, указываются участники бюджетного процесса в Архангельской области, оговаривается ежегодное бюджетное послание главы администрации области, которое должно повысить ответственность администрации области. Особое внимание нужно обратить на статью 28 6-й главы, о прогнозе консолидированного бюджета области на очередной финансовый год: администрация должна предоставлять свод всех бюджетов. Депутаты обязаны знать, как формируются бюджеты муниципальных образований. Относительно рассмотрения и утверждения областного бюджета в проекте нового закона сдвинуты сроки. Срок рассмотрения депутатами бюджета увеличен. Раньше проект бюджета должен был быть представлен депутатам не позднее 15 октября текущего финансового года, теперь не позднее 1 октября. Эти сроки позволяют утверждать бюджет до начала текущего года.
Тема №16. Экономическое содержание доходов бюджета.
Государственные доходы – это денежные и материальные ресурсы, поступающие в пользу государства в ходе распределения и перераспределения национального дохода и используемые в государстве в процессе реализации им своих функций.
Они есть в любой общественно - экономической формации, и представляют собой совокупность денежных средств, концентрируемых в руках государства для выполнения им своих функций.
Основной источник государственных доходов – это национальных доход.
Основные составляющие государственного дохода:
1) налоги от 80% до 97%;
2) доходы от прибыли государственных предприятий;
3) доходы от сдачи государственных предприятий в аренду;
4) доходы от государственного имущества;
5) доходы от ценных государственных бумаг;
6) доходы от долевого участия государства в частном секторе;
7) доходы от государственной монополии;
8) таможенные доходы;
9) штрафы и пени.
Не составляя доход государства важным источником пополнения бюджета, является государственные займы.
К специфическим доходам бюджета относятся военные контрибуции и репарации.
Для покрытия бюджетного дефицита иногда используют эмиссию денег, но это самый не популярный метод, т.к. он приводит к инфляции.
По экономическому содержанию государственные доходы делятся:
- налоговые, они всегда сопровождаются сменой формы собственности;
- неналоговые, смена формы собственности не происходит.
По формам образования государственные доходы делятся:
- обязательные платежи (налоговые платежи и таможенные пошлины);
- добровольные платежи (плата за услуги, займы, лотереи).
По принадлежности государственные доходы делятся:
- доходы центральных органов власти;
- доходы субъектов РФ;
- муниципальные доходы.