Тема № 12. Взаимоотношения различных звеньев бюджетной сети в развитых странах.
Местные бюджеты, как и бюджеты центрального Правительства, используются для вмешательства в процесс воспроизводства.
Система местных бюджетов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением.
В 1960-1970гг. во всех западных странах произошел процесс укрепления централизации местных финансов.
Доходы местных бюджетов формируются из второстепенных, в основном поимущественных налогов.
Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных странах имеет свои особенности:
Н-р: в Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется только по линии выдачи субсидии, государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (строительство портов).
В США имеет место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящие.
Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде субсидии и дотации.
Одной из форм финансовых связей между центральным правительством и местными органами власти в США – блоки и программы разделения доходов.
Блоки - федеральные субсидии, предоставляемые штатам и местным органам власти с широким кругом функции для использования в определенной законом власти (здравоохранение, жилищное строительство и др.)
Программа разделения доходов определила принцип разделения полномочий между центральным правительством и властями штатов в сфере финансов, основанный на главенстве федерации.
Бюджетная система Р.Ф. в 1991 г была значительно изменена. До этого года государственный бюджет включался в бюджет СССР, в котором отражались все бюджетно-существующие на территории страны, в том числе поселковые и сельские.
Бюджетная система Р.Ф. сегодня состоит:
I. Государственный бюджет РФ
II. Региональные бюджеты РФ, в том числе:
· 21 республиканский бюджет
· 55 краевых и областных бюджетов
· городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга
· 9 бюджеты автономных округов
· бюджет еврейской национальной области
III. Местные бюджеты РФ (примерно 13 тыс.).
Все бюджеты функционируют автономно и бюджеты нижестоящих уровней не входят в вышестоящие.
Кроме консолидированного бюджета в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды.
Принципы построения бюджетной системы РФ:
- единство – единство правовой базы, денежной системы, единый счет бюджета, единая документация для всех бюджетов и т.д.;
- гласность – обязательное опубликование утвержденных бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов в СМИ и прозрачность бюджетных процедур;
- самостоятельность – наличие у каждого бюджета собственных источников доходов и закрепленных расходов;
- сбалансированность – расходы бюджета должны быть равны доходам, если есть бюджетный дефицит, то он должен быть min и не превышать законодательно – установленных норм;
- достоверность – должна соблюдаться реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
- полнота – отражение в бюджете всех доходов и расходов.
Расходы всех бюджетов делятся:
1. расходы, включенные в текущий бюджет для повседневных нужд;
2. расходы, включенные в бюджет развития (капитальные расходы, необходимые для инновационных и инвестиционных целей)
Если в течение бюджетного года бюджет недополучает определенных доходов, то может быть введен
механизм секвеста – пропорциональное снижение всех статей расходов бюджета, кроме защищенных статей.
Государственный бюджет может быть просеквестирован (т.е. введен принцип секвеста) на 15% в федеральном бюджете, 10% региональном бюджете, 5% в местном бюджете.
К защищенным статьям относится:
· зарплата бюджетников с учетом взносов во внебюджетные фонды;
· стипендии;
· государственные пособия;
· покупка жизненно необходимых медикаментов;
· северный завоз.