Лекция № 3. Государство и право Казахстана в VIII-XII вв

Вопросы:

2.1 Государства кимеков, кыпчаков и огузов.

2.2 Феодальное государство Караханидов.

2.2 Политические образования киданей, найманов и кереитов.

2.1 Государства кимеков, кыпчаков и огузов

После распада Западно-Тюркского каганата образуется ряд новых обособленных этнополитических союзов тюркских племен. В районе Иртыша возвысился союз племен кимаков – федерация из 7 племен, в т.ч. татар и кыпчаков. Этот военно-политический союз к IX веку становится стабильным объединением с заметной нормативной регламентацией институтов управления, финансов, судопроизводства и военной организации. Шел процесс становления раннефеодальной кимакской государственности.

Новая волна миграции с востока, привела к падению кимакского государства, в середине IX века на западе выдвигаются кыпчаки, которые, потеснив огузов, укрепили свою гегемонию и стали преемниками кимакской государственности.

Социально-политическое устройство кимако-кыпчакских объединений было однородным: хозяйством, бытом, языком, культурой, этническим составом они были сходны с предшествующими союзами тюркских племен, входивших в тюркский и другие каганаты.

В период политического возвышения кимакского союза заметно сочетание оседлого, полуоседлого и кочевого хозяйствования, что естественно накладывало отпечаток на характер политического строя –большая стабильность политических отношений, а также более четкая имущественная дифференциация населения.

Так, в источниках упоминаются жатаки (ятук) – не могущие кочевать бедные общинники. Известно, что в период возвышения кимакского племени его глава носил титул – шад; в результате укрепления союза за счет расширения территории и присоединения новых племен глава кимакской федерации именуется уже – байгу (ябгу). Титул ябгу у тюрков обозначал более высокую степень власти и давал право на управление союзом племен. В период дальнейшего упрочения союза и становления примитивного раннефеодального государства (конец IX- нач. X вв.) глава кимаков стал именоваться уже хаканом (ханом).

Власть хакана, в отличие от шада и ябгу была наследственной. Управители 11 уделов кимакского государства назначались хаканом. Главная функция хакана и правителей уделов – военное предводительство и административно-судебная деятельность.

Правители уделов содержали войско и по требованию хакана должны были выставлять ополчение, состоящее из конницы и пеших воинов, формировавшиеся из их одноплеменников. Зачастую правители превращались в полузависимых государей.

Кыпчакская конфедерация складывается в начале XI века на территории прежнего расселения кимако-кыпчакских племен. К концу века гегемония кыпчаков расширилась до южнорусских степей, земли восточных кыпчаков стали называться Дашт –и- Кыпчак. В этом огромном регионе существовали самостоятельные и полузависимые этнополитические объединения.

В течении XI-XIII веков на территории Дашт-и Кыпчака происходили бесперерывные передвижения племенных групп и больших масс населения. Кыпчакская конфедерация объединяла множество родов и племен, в основе этого процесса лежали хозяйственные и территориальные связи. Складывалась культурно-языковая общность кыпчакского этноса.

Кыпчакский политический союз сохранял родоплеменную организацию, племенами управляли беки (князья), родами – старейшины. Во главе союза племен стоял хакан – выходец их наиболее сильного рода.

Основной хозяйственной деятельностью кыпчаков было экстенсивное скотоводство с большим радиусов кочевания; часть населения вела полукочевое хозяйство, были и земледельцы. Частная собственность на скот, а у земледельцев и на землю, фактическое право крупных скотовладельцев распоряжаться пастбищами явились основой имущественного неравенства у кыпчаков. Юридического закрепления частной собственности на пастбища еще не было.

Кыпчакская правящая верхушка (ханы и беки) захватывала право распоряжаться земельными угодьями.

Основную массу кочевников составляли свободные общинники, обязанные участвовать в войнах и походах со своим снаряжением, члены же военной дружины хана находились на его иждивении. Беднейшие общинники, безлошадные составляли категорию оседлых (ятуков) и становились полузависимыми от ханов и беков. Несколько иной была зависимость общинников свободных, но отдавших себя и свое имущество под защиту сильного покровителя (институт коммендации). Захваченных пленных продавали в рабство. Кыпчакский военно-политический союз как раннефеодальное государство имел правящую династию во главе с ханом, утверждался институт наследственной передачи власти. Функции ханов, беков, родовых старшин здесь были те же, что и в предшествующих тюркских политических союзах.

Западные кыпчаки (половцы) соприкасались с Киевской Русью, втягивались в междоусобные войны князей, поставляли им карательные отряды, в то же время в междоусобной борьбе внутри своего союза прибегали к помощи отдельных русских князей.

Государство огузов располагалось в низовьях Сырдарьи и степях Приаралья в IX – начале XIвв. Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подразделений. Согласно Махмуду Кашгари первоначально они состояли из 24 племен и делились на 2 фратрии: бузуков и учуков.

Главой огузского государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузский джабгу имел заместителей – кюль-эркинов. Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузских правителей проводились на советах, которые являлись трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Важную роль в державе джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул – сюбаши.

В огузском государстве IX-X в.в. шел процесс разложения старых родоплеменных институтов, развивались патриархально-феодальные отношения. В конце X начале XI в.в. в государстве огузов функционировала система регулярных налоговых сборов, что указывало на складывание в нем стационарного аппарата управления. На рубеже Х-XI в.в. огузское государство находилось в состоянии внутреннего кризиса и вскоре пало под ударами кыпчаков.

2.2 Феодальное государство Караханидов.

В середине Х в. в Семиречье и Восточном Туркестане (Кашгария) возникло государство Караханидов. Ядром этого политического объединения были тюркские племена карлукской конфедерации.

Как и другие военно-политические объединения, государство Караханидов прошло через династические войны, захват территорий. Завершилось его существование разделением на 2 самостоятельных государства: Восточный и Западный каганаты (XI в.).

Государство Караханидов широко внедрило военно-ленную систему. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение налогов с оседлого населения. Такое пожалование называлось икта, а его держателя называли иктадаром. Содержание икты и права иктадара строго регламентировались, институт икты не предусматривал юридического прикрепления крестьян и ремесленников к иктадару, но он сам был обязан по первому требованию правителя явиться со своими людьми на военную службу с оружием и снаряжением.

Икта способствовала превращению со временем части иктадаров в наследственных собственников земли. В качестве иктадаров верхушка Караханидского общества обогащалась за счет получения доходов от кочевого хозяйства, от земледельцев и ремесленников.

Не менее иктадаров обогащалась и верхушка мусульманского духовенства, владевшая крупными земельными угодьями а также вакуфными землями – участками, подаренными религиозными учреждениями и не облагавшимися налогами в пользу государства.

В государстве Караханидов имел место и институт коммендации: мелкий земельный собственник, общины, села отдавали себя и свое имущество (земли) под покровительство влиятельных патронов, чтобы оградить себя от притеснений и произвола феодалов и чиновников. Политическая система государства Караханидов унаследовала многие традиции покоренных народов.

Высшая государственная власть осуществлялась хаканом - верховным из числа вождей влиятельных и сильных родов чигилей и ягма. Все земли считались собственностью правящей династии, всем государством правил «хан ханов». Удельная система порождала междоусобицы и частую смену ханов, правителей. Владетели крупных уделов зачастую лишь номинально признавали власть своих сюзеренов. Приближенным хакана был везир – советник и помощник. Дворец хакана считался главной ставкой и центром политического правления, в ставке сосредотачивались высшие чиновники государственного аппарата. Но власть хакана (главы государства) – была фактически ограничена удельными правителями.

В земледельческих округах система административного управления многое сохранила от прежней структуры государства Саманидов. В частности, функционировали сельские и городские главы (мехтары, хакимы, раисы), начальники почт, финансово-налоговых ведомств.

В степных кочевых областях административное управление кочевыми общинами осуществлялось через родоплеменную верхушку – старейшин, подчинявшихся ильчибашам, т.е. бекам, которые выступали в качестве главы эля. Беки наделялись всей полнотой административной, судебной и военной власти в своих элях, подчиняясь в свою очередь, илекам, т.е. правителям уделов. Илеки имели, подобно хаканам, свои дворцы, ведали управлением городами и сельскими округами.

Основное кочевое население государства Караханидов было подсудно суду беков, решавшему дела на основе норм обычного права (тору), а в городах и земледельческих районах, наряду с обычным правом, действовала система шариатного права.

Государственная система государства Караханидов в целом базировалась на феодальной основе.

2.3 Политические образования киданей, найманов и кереитов.

В начале XI века в Центральной Азии возвысилось кочевое племенное объединение киданей, западная ветвь которой стала именоваться карахытай. В начале XII века карахытаи проникли в пределы Семиречья и части Средней Азии.

Глава этой племенной конфедерации именовался гурханом (царем царей), система наследования верховной власти имела особенность: гурхану наследовала и женщина, также обретавшая титул гурхана, что объяснялось наличием двух династийно брачующихся родов – фратрий. Чередование гурханов способствовало военно-политическому равновесию соперничающих кочевых племен, связанных генеалогической общностью.

Проникновение карахытаев на территорию Казахстана не изменило существенно местной системы управления и сложившихся взаимосвязей. Наместники гурхана правили областями и собирали с них дань – по динару с дома.

Господство карахытаев было непродолжительным. Коалиция хорезм-шаха и хана найманов Кучлука используя религиозные лозунги ликвидировали государство карахытаев в 1214 г.

Улусы найманов и кереитов в начале XIII века являлись этнополитическими государственными образованиями, сложившимися на основе раннефеодальных отношений. В них действовало обычное право. Каждый улус управлялся своим ханом, имевшим аппарат для управления ставкой, войском и дружиной.

В XII в. в найманском улусе имелось делопроизводство. Оно велось на уйгурском языке и документы скреплялись ханской «золотой печатью», подтверждавшей подлинность указа хана, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Принятие христианства – одной из мировых религий- свидетельство как существования у найманов и кереитов раннефеодальных отношений, так и государственной организации и этнокультурных контактов с другими государствами и народами. Не случайно, в источниках того времени применительно к найманам и кереитам употреблялись термины, говорящие о государственной организации. Это государства «первоначального типа», сложившиеся на основе раннефеодального общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: