Смысловая схема речи. Как размножаются идеи.
Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона.
Риторический анализ и риторический эскиз речи
Оратория
Законы риторики.
Структура риторики
Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).
Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).
Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.
Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.
Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.
Пр.1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).
|
|
Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.
Пр.3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.
Правило гемилектики
Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот.
Правило риторики
Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.
1) Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).
2) Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.
3) Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.
2. «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика.
4. Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии.
Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.
Этапы классического риторического канона:
1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).
2. Диспозиция – расположение изобретения.
3. Элокуция – словесное оформление мысли.
4. Меморио – запоминание.
5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.
|
|
Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели развития речи).
Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.
Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:
1) введение;
2) предложение;
3) повествование;
4) подтверждение;
5) опровержение;
6) заключение.
Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).
Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).
Инвенция.
Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.
По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.
Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели «топы ««общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение.
Совокупность «общих мест» - топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.
Смысловая модель: Род, вид
Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция.
Смысловая модель: Определение
Предмет речи очень просто можно определить через блиайшие родовые и видовые отличия.
В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением.
I способ – подвести под общее понятие.
II способ – определить предмет речи через противопоставление.
III способ – используя метонимию – через смежность предмета.
IV способ – через последовательное перечисление свойств.
Троп: целое, часть.
Используется для определения:
1) Предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом;
2) Рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности - анализ; и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне – синтез.
I. Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы.
II. Самые заметные признаки и свойства.
Второй этап классического риторического канона – диспозиция.
Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.
Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.
Рекомендации старых риторик:
По Ломоносову порядок расположения топов следующий:
1) описание неодушевленных предметов:
- дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;
- смысловая модель целое-частное;
- внешние свойства (форма, материал);
- место, где встречается данный предмет;
- функции предмета;
- свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);
2) схема описания одушевленных предметов (животных):
- определение, использование, топ, род, вид;
- свойства, внешний вид;
- действия, образ жизни;
- свойства внутренние: характер, нрав;
- польза;
3) требования при описании технического предмета (инструкция);
- описание должно быть понятным, полным, точным.
Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец.
|
|
Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)
2) сказать о времени дня или года
3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.
(описание от общего к частному).
Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода)
2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть
3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность.
4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки:
а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания;
б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегать повторов.
Конец: 1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;
3) выразить нравственную идею, моральную мысль.