Анализ ситуации речевого общения.
Обычно подготовка устного выступления начинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно.
По направленности устные выступления подразделяются на два вида:
- агитационное
- пропагандистское
Цель агитационных речей – быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение.
Цель пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации.
В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.
1) Оратор эмоционально-воодушевленного типа.
Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.
|
|
Особенности и наиболее характерные недостатки:
1. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.
2. Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.
3. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке)
4. Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.
2) Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит).
Особенности и рекомендации:
1. Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.
2. Избегать излишних ссылок и цитирования.
3. Не затрагивать тем «не по плечу».
4. Избегать фраз общего содержания.
5. Не впадать в многословие.
6. Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.
3) Оратор здравого смысла.
Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.
4) Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип).
Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против».
Особенности и недостатки:
1. Оратор часто теряет мысль.
2. Самая «сильная» речь (адвокатская).
Различают три стиля мышления:
1) дискурсивный
2) интуитивный
3) ассоциативный
Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.
|
|
Интуитивный (умозрительный) - афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.
Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских философов.
Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.
Коммуникативная точность речи.
Различают два вида точности:
понятийная
предметная.
Если мысль автора соответствует отражаемому фрагменту реальности, то она точна (текст – реальность).
Если эта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность (текст – мысль).
На практике используют другие понятия:
Фактическая точность
Коммуникативная точность.
Не всегда использование слова в ненормированном значении ведет к неточности, иногда это прием выразительности текста, фразы.
Типы ошибок, нарушающих К.Т.
При смешении слов
- сходных по значению
- сходных по звучанию
- сходных по значению и звучанию
- несходных не по звучанию, не по значению, но относящихся к одному синтаксическому полю, к одной предметной области.