Лекция десятая ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИОПИСАНИЮ В XVIII—XIX ВЕКАХ
План
1. Соотношение философии и методологии.
2. Рационализм — теоретическая основа Просвещения.
3. Историография романтизма.
4. Господство позитивизма.
5. Марксистский исторический материализм.
Литература
Вайнштейн О. Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX—XX вв. JI., 1979.
Румянцева М. Ф. Теория истории. М., 2002.
Философия и методология истории: Сб. ст. / Под ред. И. С. Копа. М., 1979.
Философия истории: Антология / Сост. 1О. Л. Кимелев. М., 1995.
В методологии истории различают: философские (общетеоретические) подходы, исследовательские принципы и конкретные методы. О философских подходах речь пойдет в этой и следующей лекциях.
«Философские подходы» мы далее будем понимать не обязательно как принадлежность к конкретному философскому направлению, течению, школе, но и как систему воззрений (общетеоретических, мировоззренческих, идейных, этических, богословских, иных), оказавших на историографию значительное влияние.
|
|
Философию рассматривают как общетеоретическую основу всех наук, и, поскольку это так, она является также теоретической основой методологии истории — теория в широком плане становится основой теории в более узком смысле, основой частной теории, отдельной научной дисциплины.
Но существует много философских систем, и от историка зависит выбор одной или нескольких из них для использования, а именно той, которая, как он полагает, может оказать ему оптимальную помощь в исследовании. Он может и вовсе обойтись без выбора определенного философского подхода, то есть создать исторический труд, совсем не обращаясь к философии. По шутливому замечанию Дэн Сяопина, неважно, какого цвета кошка, — ловила бы мышей.
История — самодостаточная, автономная наука со своими целями и способами их достижения. Так что зависимость истории от философии относительна и опосредована. На практике видные историки были знакомы с существовавшими философскими системами и применяли их положения при исследовании прошлого, но это была не зависимость, а средство для повышения эффективности исследования.
Следует иметь в виду, что зачастую историков так же мало интересуют тонкости философских построений, как философов — специфика исторических исследований. Поэтому выход и полезность философских концепций для исторических исследований относительны. Но имеются поразительные примеры взаимопомощи обеих наук, содружества философов и историков. Столичный философ Л. В. Гулыга известен своими крупными историческими трудами, а томский философ Г. М. Иванов внес в развитие исторической науки не меньший вклад, чем в развитие философии.
Далее будут рассмотрены некоторые философские концепции, оказавшие определенное влияние на историческую науку.