Соотношение философии и методологии

Лекция десятая ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИОПИСАНИЮ В XVIII—XIX ВЕКАХ

План

1. Соотношение философии и методологии.

2. Рационализм — теоретическая основа Просвещения.

3. Историография романтизма.

4. Господство позитивизма.

5. Марксистский исторический материализм.

Литература

Вайнштейн О. Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX—XX вв. JI., 1979.

Румянцева М. Ф. Теория истории. М., 2002.

Философия и методология истории: Сб. ст. / Под ред. И. С. Копа. М., 1979.

Философия истории: Антология / Сост. 1О. Л. Кимелев. М., 1995.

В методологии истории различают: философские (общетеоретические) подходы, исследовательские принципы и конкретные методы. О философских подходах речь пойдет в этой и следующей лекциях.

«Философские подходы» мы далее будем понимать не обязательно как принадлежность к конкретному философскому направлению, течению, школе, но и как систему воззрений (общетеоретических, мировоззренческих, идейных, этических, богословских, иных), оказавших на историографию значительное влияние.

Философию рассматривают как общетеоретическую основу всех наук, и, поскольку это так, она является также теоретической основой методологии истории — теория в широком плане становится основой теории в более узком смысле, основой частной теории, отдельной научной дисциплины.

Но существует много философских систем, и от историка зависит выбор одной или нескольких из них для использования, а именно той, которая, как он полагает, может оказать ему оптимальную помощь в исследовании. Он может и вовсе обойтись без выбора определенного философского подхода, то есть создать исторический труд, совсем не обращаясь к философии. По шутливому замечанию Дэн Сяопина, неважно, какого цвета кошка, — ловила бы мышей.

История — самодостаточная, автономная наука со своими целями и способами их достижения. Так что зависимость истории от философии относительна и опосредована. На практике видные историки были знакомы с существовавшими философскими системами и применяли их положения при исследовании прошлого, но это была не зависимость, а средство для повышения эффективности исследования.

Следует иметь в виду, что зачастую историков так же мало интересуют тонкости философских построений, как философов — специфика исторических исследований. Поэтому выход и полезность философских концепций для исторических исследований относительны. Но имеются поразительные примеры взаимопомощи обеих наук, содружества философов и историков. Столичный философ Л. В. Гулыга известен своими крупными историческими трудами, а томский философ Г. М. Иванов внес в развитие исторической науки не меньший вклад, чем в развитие философии.

Далее будут рассмотрены некоторые философские концепции, оказавшие определенное влияние на историческую науку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: