Тема. Уголовное право

Революция привела к коренной ломке основных понятий и институтов уголовного права.

Первоначально новая власть издает отдельные акты, имеющие отношение к уголовному праву.

Условия интервенции и гражданской войны выдвинули на первое место борьбу с контрреволюцией. Именно этому посвящалась основная часть декретов. Множественность и разнообразие актов поставило вопрос о кодификации, требовалось обобщение уголовного законодательства.

Подобная работа была проведена в 1919 году Наркоматом юстиции, который разработал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Новое уголовное право основывалось в нем на принципе целесообразности (действия исходят не из норм права, а из ситуации, необходимости), который противопоставлялся принципу законности. В законодательном корпусе страны вообще появилась тенденция к отказу от особенной части кодекса. Искренне считалось, что суды, руководствуясь социалистическим правосознанием и принципом целесообразности, будут решать дела лишь на основе общей (декларированной) части кодекса. Таким образом, Руководящие начала содержали в себе нормы Общей части уголовного права, состояли из введения и 8 разделов (27 статей).

Задача уголовного права в этом акте определялась четко и конкретно: борьба с нарушителями складывающихся новых условий общежития в переходный период диктатуры пролетариата. Произошел окончательный и полный разрыв с дореволюционным буржуазным правом. Впервые в советском уголовном праве давалось определение преступления и наказания.

До революции преступным считалось всякое нарушение уголовного закона. Для Советского государства преступным являлось то, что вредит интересам рабочих и крестьян, делу революции. Это любое опасное для советской власти действие или бездействие.

Изначально наметилось следующее деление преступлений:

Изменился взгляд и на наказание. В уголовном праве начинает формироваться идея сочетания принуждения с убеждением.

На практике высшей мерой наказания стало лишение свободы. Сроки варьировались от 7 дней до 10 лет. Советское уголовное право отказалось от таких тяжелейших наказаний, как каторга, ссылка в отдаленные места.

Известная мягкость системы наказаний вытекала из представления о том, что падение капитализма лишит преступность ее материальной основы – частной собственности.

Смертная казнь была отменена в октябре 1917 года. Однако летом 1918 года она была восстановлена.

В Руководящих началах появилось определение наказания – это мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников). Была сформулирована и задача наказания – охрана общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совершение такового или от будущих возможных преступлений, т. е. задача общего предупреждения.

Примечательно несколько моментов:

во-первых, сочетание мягких, воспитательных мер, с мерами крайне беспощадными;

во-вторых, влияние на меру наказания такого фактора, как социальная принадлежность и социальная направленность действий. Смягчающим обстоятельством являлась принадлежность к неимущим классам, состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

В мае 1922 года был принят первый Уголовный кодекс (УК) РСФСР.

УК РСФСР состоял из Общей и Особенной частей. В Кодексе было 227 статей.

Основные положения УК РСФСР:

- четко сформулирована классовая сущность советского уголовного права, где основной задачей стала правовая защита советского государства и советских граждан от различных преступных посягательств;

- введен принцип аналогии: в случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания должны были применять согласно статьям Уголовного кодекса, предусматривающим наиболее сходные преступления. Это создавало почву для произвола судей;

- сделана попытка закрепить важное демократическое начало, согласно которому право назначать наказание принадлежало только судебным органам. Но уже через три месяца после выхода УК РСФСР Государственному политическому управлению (ГПУ) было предоставлено право внесудебной расправы, вплоть до расстрела, по отношению к лицам, совершившим контрреволюционные преступления.

Сразу после выхода УК РСФСР начинают приниматься уголовные законы, внесшие в него существенные изменения, и в ноябре 1926 года был принят новый Уголовный кодекс.

Новый УК РСФСР не внес серьезных изменений в основные положения и принципы уголовного права.

Здесь было дано развернутое определение преступления: преступлением признавалось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

В Особенной части УК РСФСР были систематизированы те роды и виды преступлений, которые накопила практика:

- государственные преступления (контрреволюционные и преступления против порядка управления);

- должностные (служебные преступления);

- нарушение правил об отделении церкви от государства;

- хозяйственные преступления;

- преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

- имущественные преступления;

- воинские преступления;

- нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.

УК РСФСР определил, что наказание и другие меры социальной защиты применяются с целью:

- общего предупреждения новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества;

- приспособления нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия;

- лишения преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

Данный УК РСФСР впервые ввел в советское уголовное право понятие мер социальной защиты, подразумевая под ним не только наказание, но и другие формы воздействия, например меры медицинского (принудительное лечение) и медико-педагогического характера (к малолетним и несовершеннолетним). В дальнейшем советское уголовное право отказалось от термина «социальная защита», хотя он еще длительное время сохранялся в текстах действующих законодательных актов.

Закон сохранил расстрел как исключительную меру наказания. Важную роль играли и меры, не связанные с лишением свободы: общественное порицание, принудительные работы без содержания под стражей.

Характерной чертой уголовного права 30–начала 50-х годов стало ужесточение репрессии и грубейшее нарушение основополагающих норм уголовного права:

- отсутствовало разграничение между мелкими и крупными хищениями – санкции устанавливались одинаковые. Расхитители социалистической собственности впервые объявлялись врагами народа;

- усиливалась ответственность за государственные преступления. Закон об измене Родине (1934 год) устанавливал, что если члены семей военнослужащих чем-то способствовали измене или знали о ней, то карались лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. Вводилась ответственность и для тех членов семьи изменившего военнослужащего, которые ничего не знали о готовящейся или совершившейся измене. Они подлежали лишению избирательного права и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет;

- был снижен до 12 лет (1934 год) возраст для привлечения к уголовной ответственности за кражи, насилие, причинение телесных повреждений и убийства.

В период Великой Отечественной войны резко повысилась общественная опасность всех преступлений, и для уголовного права военного времени было характерно:

- более широкое использование принципа аналогии и возмездия как одной из целей наказания;

- появление ряда новых составов преступлений: самовольный уход с работы, уклонение от воинского учета, не сдача трофейного оружия, распространение ложных слухов.

Послевоенные изменения выразились в отмене чрезвычайного положения, изменении видов наказания, амнистиях.

26 мая 1947 года была отменена смертная казнь. К осужденным применялось заключение в исправительно-трудовых лагерях сроком на 25 лет, но уже в январе 1950 года она была восстановлена для изменников Родины, шпионов, подрывников-диверсантов.

В 1958 году были приняты Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик и в связи с этим внесены принципиальные изменения в уголовное право:

- отменялся ранее действующий институт аналогии;

- наказание применялось только по приговору суда;

- Основы повысили минимальный возраст, по достижению которого могла наступить уголовная ответственность (16 лет).

В октябре 1960 года был принят новый УК РСФСР.

Он состоял из двух частей, 18 глав, 259 статей.

Основы и УК РСФСР содержали ряд принципиально новых новелл, в первую очередь в понимании преступления и наказания.

Под преступлением понимается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, действие или бездействие, посягающее на общественный строй СССР, его политическую и экономическую системы, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное, посягающее на социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Значительные изменения произошли и в ранее действующем законодательстве о наказаниях. Целью наказания были определены:

- кара за совершенное преступление;

- исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития;

- предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Изменилась и система наказаний. Законодатель отказался от таких мер, как объявление врагом народа с лишением гражданства СССР, изгнание из пределов СССР навсегда или на неопределенный срок, лишение избирательных прав. Наказания делились на:

Допускалось применение смертной казни – расстрела в виде исключительной меры наказания. Но специально подчеркивалось, что к смертной казни не могут быть приговорены лица, не достигшие совершеннолетия (18 лет), беременные женщины.

Было определено, что максимальный срок лишения свободы не может превышать 10 лет, а за особо тяжкие преступления и дела особо опасных рецидивистов – не свыше 15 лет.

В развитии советского уголовного права регулярно сменяли друг-друга две тенденции – либо усиление, либо смягчение уголовной ответственности за отдельные виды преступлений. Но оставалось очень много составов преступлений, за которые наказания надо было пересмотреть.

Тема. Государство и право в 1985–1991 годах

В 1985 году в СССР начался процесс перестройки, затронувший все сферы жизни общества.

В декабре 1988 года Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию СССР, реорганизовав систему органов государственной власти и управления.

Была введена двухуровневая представительная система. Высшим органом государственной власти СССР был признан Съезд народных депутатов, избираемый на 5 лет на основе альтернативных выборов. К исключительному ведению съезда относилось:

- определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;

- утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;

- принятие Конституции и внесение в нее изменений;

- формирование общесоюзных органов: избрание Верховного Совета СССР, Комитета конституционного надзора, утверждение Председателя Совета Министров СССР.

Верховный Совет СССР становился постоянно действующим законодательным, распорядительным и исполнительным органом государственной власти СССР и состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Появился принципиально новый, неизвестный советскому государству орган – Комитет конституционного надзора СССР, в задачу которого входило выявление фактов несоответствия законов и иных актов Конституции СССР.

Совет Министров СССР сохранял свои конституционные полномочия в качестве высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР.

Но такая система просуществовала лишь несколько месяцев. В марте 1990 года М. Горбачев был избран Президентом СССР.

Президент признавался главой государства и получал весьма большие полномочия. Он являлся главой исполнительной власти, руководил внешней политикой, обороной, исполнительным аппаратом, назначением министров. Следовательно, часть полномочий Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР перешли к Президенту. В связи с этим Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР, который перестал являться высшим исполнительным и распорядительным органом СССР (эти функции перешли Президенту).

Изменилась и система местных органов государственной власти. Вводился институт председателей Советов всех уровней, и создавались президиумы местных Советов. Именно они организовывали всю работу Советов, а исполкомы эту функцию утратили.

Произошли изменения и в области права.

Гражданское право:

- закон об аренде санкционировал заключение арендных договоров на землю сроком до 50 лет;

- закон об индивидуально-трудовой деятельности легализовал частную предпринимательскую деятельность;

- закон о собственности допускал собственность советских граждан, под которой понималась частная собственность, коллективная собственность (представленная арендными, коллективными предприятиями, акционерными обществами), т. е. происходит отказ от приоритета государственной собственности.

Был начат пересмотр основ уголовного законодательства, например, отменена статья об антисоветской пропаганде.

В начале 90-х годов процесс преобразований принял необратимый характер. В декабре 1991 года перестал существовать СССР. С 25 декабря 1991 года РСФСР перестает существовать как социалистическая республика. РСФСР теперь именуется как Российская Федерация – Россия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: