Правопонимание: традиции и новые подходы

ТЕМА № 7

СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА.

ТЕМА № 6

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная основа права, отражающая его истинную природу и предназначение в обществе. Сущность права многогранна, она отражает политическую, экономическую, социальную и духовную структуру общества.

Сущность права определяют его регулятивность, охранительность, общесоциальная и классовая (групповая) направленность, понятие права как результата компромисса, согласования интересов различных воль. Вместе с тем, право всегда является определенной мерой свободы, справедливости и гуманизма, имеющих исторический характер. Если в классовом обществе сущностью права было волевое выражение классового интереса экономически и политически господствующего класса, который благодаря праву становится и юридически господствующим классом, то с демократизацией общества классовый подход все более становится внешним признаком и проявляется в элитарном, властном интересе, а его сущность заключается в общесоциальной направленности права, выражающейся в формальном равенстве.

Главная сущность права – быть мерой, масштабом, регулятором общественных отношений, направленных на установление порядка и стабильности в обществе.

Концентрированным выражением права, исходными ориентирами в правовом поведении выступают принципы права. Выделяют принципы международного права, общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Среди основных функций права выделяют две: регулятивную и охранительную (называют также воспитательную, идеологическую, аналитическую, прогностическую и т.д.).

Типы права совпадают с типами государства (в соответствии с формационным и цивилизационным делением общества), некоторые авторы выделяют также развитое и неразвитое право.

Ценностью права является его направленность на общественный прогресс, выражение, регулирование и защиту интересов народа и личности, гуманизации и стабилизации общества. Право служит упорядочению социальной свободы, справедливости, нахождению консенсуса между людьми.

Проблема правопонимания – одна из сложнейших в курсе правоведения. Она имеет огромную теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость. Это «основной» вопрос общей теории права. В истории правовой мысли, понятие права проходит долгий путь, от идеала, эталона справедливости, правды через огосударствление, санкционирование норм до этикотизации, эстетизации его принципов, понимание его как меры свободы, справедливости гуманизма. Существуют десятки и даже сотни определений права. Классифицируя подходы, можно четко выделить три направления: философско-мировоззренческое (естественно-правовое, нравственное, психологическое), нормативное (юридико-позитивистское) и социологическое. Первое – за основу берет естественные права человека, соответствие позитивного права правовому идеалу, общей воле, общечеловеческой нравственности и гуманизму, второе – рассматривает право как совокупность норм, изданных государством и опирающееся на государственную силу, где нормы нужно «очистить» от метафизики, идеологии и разных произвольных допущений, опираясь исключительно на юридические факты («пусть правят законы, а не люди»), третье – рассматривает социальные условия реализации права, понимая под ним реальный правопорядок, судебную и административную реализацию правовых норм.

К сожалению, естественно-правовые, нравственные, гуманистические позиции права на практике утвердить довольно сложно. Право в некоторых правовых системах превратилось в «жилище сильного», «фривольное адвокатское искусство». Бездуховность в понимании и применении права разрушают общество. Современное государство нуждается в наполнении права справедливостью, гуманностью, общечеловеческой нравственностью, социальностью. Для того, чтобы эти духовные ценности воплотить в праве, необходима прочная материальная, социальная, политическая база на основе рыночной экономики и подлинной демократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: