Личность - это продукт развития человека в обществе, определённый результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
В социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида.
Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры.
Исходным понятием для всего социогуманитарного знания является понятие личности.
Вопрос 1. Личность: социологический подход к проблемам личности, социологические теории личности, структура личности, социальные типы личности
Личность как социальная система
То, чего не достает рабу - это признание личности
Гегель
Разные рассуждения о человеке:
- насколько человек является существом сознательным, разумным;
|
|
- насколько он способен контролировать свои действия, жизнь;
- насколько осознанно он относится к тому, что с ним происходит.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессомформирования личности и развитием её потребностей в связи с функционированием социальных общностей, регуляции социального поведения личности, изучением взаимодействия личности и общества, личности и группы.В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Термин «личность» образовался от латинского слова persona (маска актера, роль, лицо). В русском языке теперь уже устаревшее слово «личина» имеет аналогичное значение.
Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие
его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
|
|
Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы.
«Компоненты» человека
1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);
2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);
3) подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);
4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения).